Влияние интернет-коммуникаций на личность | Пример курсовой работы

Влияние интернет-коммуникаций на личность

Цель исследования – изучить теоретические и эмпирические вопросы влияния интернет-коммуникаций на личность.

В-четвертых, необходимо отметить, что происходит практически полная деформация самого процесса социализации. Личность в Интернет-пространстве начинает усваивать нормы, цели, ценности, правила, принятые не том конкретном обществе, в котором она живет, а в том или ином сетевом сообществе, где доминируют нормы и ценности, не имеющие прочных историко-культурных корней, не связанных с бытием данного социума, с его ценностями. Несовпадение сетевых норм и ценностей с ценностными основания конкретного общества может привести в итоге к конфликту между личностью, усвоившей «сетевую культуру» с тем обществом, в котором она живет.
В последние годы в публикациях все чаще встречается термин «киберсоциализация», под которой предлагается понимать «процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и online-играх)».
В рамках традиционных социальных институтов социализация осуществлялась в процессе коммуникации личности с окружением (родители, учителя, коллеги). При этом количество персонифицированных агентов социализации было относительно невелико в силу чисто физических (время и место) ограничений возможности контактировать с представителями социума. Иными словами, человек в одно и то же время и в одном и том же месте может общаться с относительно малым количеством людей.
Принципиально иным образом дело обстоит в ситуации интернет-коммуникации. Здесь в режиме реального времени личность может вступать в практически неограниченное количество коммуникаций за счет использования таких технологий как чаты, блоги и пр.
Киберпространство обладает особыми уникальными чертами. Здесь нет необходимости перемещаться в пространстве для поиска партнеров по общению, что позволяет иметь контакты с людьми, находящимися практически в любых уголках планеты. В Интернете возникает возможность (за счет анонимности общения) менять пол, возраст, социальный статус и тем самым «примерять» на себя различные социальные роли, не подвергаясь риску потерпеть неудачу. В целом в интернет-среду возникают невиданные прежде возможности создания виртуальной личности и экспериментирование с идентичностью. Благодаря Интернету личность намного быстрее и эффективнее приобретает знания о существующих в социуме и его отдельных стратах нормах, ценностях, моделях поведения.
Таким образом, общество находится на таком этапе развития Интернет-коммуникаций, когда есть возможность не только изучать влияние Интернета на социализацию, но и прогнозировать и пытаться наметить пути управления этим процессом. Меры могут быть разные, от законодательного ограничения некоторых аспектов пользования Интернет до формирования позитивных жизненных установок и шире — культуры пользования Интернет.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что Интернет отвечает одному из важнейших критериев социального института — это удовлетворение устойчивой социальной потребности за счет реальных функций, которые он выполняет. Эти функции весьма многообразны — среди них ведущей является коммуникативная, через которую реализуются и другие функции, такие как, содействие упрочению социальных отношений за счет трансляции во все слои общества информационных моделей поведения и деятельности в экономической, политической, культурной и иных сферах.
Как и другие, традиционные социальные институты, Интернет воздействует на личность, социальную группу, общество в целом, формирует сходное поведение людей в конкретных типовых ситуациях, открывает возможности для согласования между членами социума интересов и потребностей, корректировки способов удовлетворения этих потребностей. Тем самым объективно Интернет, как и другие социальные институты, обеспечивает стабильность общественной системы как целостного образования.
Киберпространство обладает особыми уникальными чертами. Здесь нет необходимости перемещаться в пространстве для поиска партнеров по общению, что позволяет иметь контакты с людьми, находящимися практически в любых уголках планеты. В Интернете возникает возможность (за счет анонимности общения) менять пол, возраст, социальный статус и тем самым «примерять» на себя различные социальные роли, не подвергаясь риску потерпеть неудачу. В целом в интернет-среду возникают невиданные прежде возможности создания виртуальной личности и экспериментирование с идентичностью. Благодаря Интернету личность намного быстрее и эффективнее приобретает знания о существующих в социуме и его отдельных стратах нормах, ценностях, моделях поведения.В ходе проведенного исследования выяснено, что Интернет-коммуникация обладает значительной спецификой по сравнению с коммуникацией не опосредованной компьютером. Среди специфичных особенностей можно условно выделить те, которые расширяют спектр возможностей, по сравнению с «обычной» коммуникацией и те, которые обедняют его.
К первой категории можно отнести:
— многообразие форматов коммуникации;
— расширенную возможность анонимности;
— избирательную самопрезентацию (включая так называемую «карнавальность» – расширенные возможности «играть» себя, инсценировать, мистифицировать, иронизировать, хулиганить);
— возможность отсроченной коммуникации (асинхрония);
— легкость нахождения/вхождения в контакт со знакомыми/интересующими людьми;
— отсутствие пространственных и временных границ;
— снятие жестких социальных конвенций и культурных ограничений, ослабление процессов социальной категоризации, коммуникативных барьеров;
— бытийность, реальность интернет-коммуникации, событий и чувств общающихся (виртуальная коммуникативная среда – это иначе организованная реальность);
— социальность виртуального мира: он создан человеком и для человека, в виртуальном мире нет ничего, кроме людей, а в реальном – люди лишь часть мира.
К ограничениям обычно относят:
— ограниченность физического присутствия, и как ее следствие – ограниченную возможность/свернутость невербальной коммуникации, а также передачи и восприятия эмоциональной составляющей коммуникации;
— ограниченность сенсорного переживания;
— отчужденность сообщений;
— трудности в создании интегрированного образа партнера.
Результаты изученных в ходе работы опросов показывают, что по данным ВЦИОМ, 22% россиян признают, что проводят в Интернете слишком много времени, и 16% сообщают о том, что долго не могут обходиться без общения в социальных сетях. Помимо этого, наряду с тратой времени на Интернет, каждый пятый (19%) сообщает, что много времени проводит за просмотром телевизора или используя мобильный телефон /смартфон/ноутбук / планшет.
Интернет становится не просто важным источником информации для молодежи, а превращается в альтернативную реальность, и, судя по отмеченному молодыми людьми контенту – антагонистическую и часто неуправляемую. Сила виртуальной реальности создает иллюзию глобальных преимуществ над реальностью “обычной” жизни и иллюзию необходимости следовать ее призывам и законам. Такая социальная диагностика возводит данную проблему в ранг вопросов первостепенной важности, создавая реальную угрозу виртуального террора, стагнации и регресса молодого человеческого потенциала и будущего интеллекта нации.
Цель исследования – изучить теоретические и эмпирические вопросы влияния интернет-коммуникаций на личность.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.