Влияние интеллекта на уровень нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте. | Пример курсовой работы

Влияние интеллекта на уровень нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте.

цель исследования, которая состоит в раскрытии специфических особенностей восприятия и понимания нравственных норм у детей с задержкой интеллектуального развития по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное – создать условия, когда моральные нормы станут регулятором самого поведения ребенка, таким образом должна установиться связь между пониманием нравственных норм, так называемым, нравственным сознанием и реальным поведением ребенка. В идеале, при наличии этой связи моральные принципы становятся мотивирующими поведение и побуждают к «правильному» действию. Здесь происходит сдвиг с важности конечного результата на процесс, именно на характер исполнения нормы, потому что ребенок уже не может поступать иначе, как в соответствии с нормой. Указанная взаимосвязь произойдет лишь тогда, когда ребенок достаточно натренирован в данной области знаний, когда с ним занимаются, упражняются в нравственном поведении, предлагают ситуации морального и нравственного выбора, а не диктуют нормы. Ребенку необходимо самому решать моральные задачи: как поступить, пойти в долгожданную прогулку, например, в Зоопарк или остаться с младшей сестрой или братом, съесть сладость самому или отнести маме, играть одному со своими игрушками или поделиться с ребятами и играть вместе. Когда ребенок научиться делать выбор в пользу соблюдения норм, к нему придет моральной удовлетворение, что он поступает правильно, даже если он пожертвовал своими интересами и желаниями. «Правильное» поведение становится привычным для него и появляется уже потребность.
В основе большинства проступков лежит неумелое, но очень горячее стремление защитить свое «я» от переживаний, ущемлений и обид. К ним приводят частые наказания, немотивированные запреты, окрики, обидные прозвища, насмешки, недостаток любви и общения со взрослыми и сверстниками, чувство заброшенности и ненужности. Подчеркнем, что они появляются только тогда, когда ребенок не может положительно самоутвердиться вследствие неправильной по отношению к нему позиции взрослого. Нарисовал малыш рисунок, а воспитатель не заметил, похвалил другого. Тогда ребенок разорвал чужой рисунок и был замечен взрослым. Повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку. Они формируют отрицательные черты характера.
Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной – разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:
– объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;
– ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;
-дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;
– систематичной, а не даваться от случая к случаю;
– включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.
Особенности нравственного развития детей в старшем дошкольном возрасте:
– формируются основы моральных суждений, определяются основные моральные правила поведения;
– складываются первые нравственные представления;
– появляется потребность в исполнении знакомых моральных норм, поведение становится зависимым от исполнения заданных нравственных правил.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего воспитания дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-бытовые качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других людей
Эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от выбора педагогом методов и приемов, который осуществляется с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников. Творческая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Приемы изобразительного искусства, используемые педагогом, способствуют созданию условий для самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он приобретает собственный опыт, вызывают и поддерживают интерес ребенка к деятельности, к изучению нового, побуждают к активным действиям.
Особенности формирования нравственных представлений о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем, плохом у дошкольников:
– полностью копирует моральные представления взрослого человека;
– оценочный характер приобретает со временем, посредством воздействия и обучения взрослого и только лишь по отношению к сверстникам;
– не носят обобщающий характер, могут анализировать лишь конкретный поступок конкретного человека, не соотносятся к себе.
– занимают значительный отрезок дошкольного детства и проходят пть от оценки поступков только окружающих до критического отношения к себе.
Нравственные представления дошкольников основаны на ритуальном подчинении норме. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить – «пожалеть», «поделиться», «заступиться», «подарить», «послушать» . Это означает, что в формировании нравственных представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, – они окажутся бесполезными.
Например, сначала ребенку показывают, как поступает добрый ребенок в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие доброго (делится лакомством, игрушкой, гладит ушибленное место, подносит лекарство и т. п.). Повторение действий по ритуалу формирует привычку доброты. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме отношений с людьми. Она становится потребностью, перерастает в черту характера.
Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение (еще не понимание!) социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.
Отсюда педагогическое правило: нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.
В становлении нравственной сферы личности основообразующим этапом выступает дошкольный возраст. Этот возраст отличается высокой интенсивностью психического развития: обогащением регистра переживаний, их осознанием и возникновением способности управлять собственными эмоциями, освоением языка эмоций, рождением культуры чувств. От качества и уровня развития этих функций в детстве зависит то, как будет проходить дальнейшее становление нравственной сферы личности ребенка.
Дошкольники с ЗПР больше ориентируются на эмоциональные состояния людей. Эмоциональное состояние человека, отражающееся в его мимике, остается более доступным для понимания доброго и злого дошкольниками с ЗПР, чем социальные отношения между людьми, что соответствует особенностям развития нормально развивающихся детей более младшего возраста. Специфической особенностью нравственного развития детей с ЗПР является то, что понимание доброго и злого у них носит ситуативный, конкретный характер, представления о добром и злом еще крепко связаны с эмоциональным реагированием.
цель исследования, которая состоит в раскрытии специфических особенностей восприятия и понимания нравственных норм у детей с задержкой интеллектуального развития по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!