влияние характерологических особенностей подростков на взаимоотношения с родителями | Пример курсовой работы

влияние характерологических особенностей подростков на взаимоотношения с родителями

Цель работы: выявить влияние характерологических особенностей подростков на взаимоотношения с родителями.

Эпилептоидному типу акцентуации типична неблагожелательность, агрессивность, вспыльчивость, обидчивость, чрезмерное настаивание на своем, тенденция подчинять и принижать других (в сочетании с созависимостью), сниженный уровень эмпатии. В речи часто употребляют ненормативную лексику, ругательства, присутствует много угроз по отношению к собеседнику. Голос громкий, в невербальных проявлениях присутствуют резкие движения, для девушек характерна мужская манера поведения. Представителям данного типа акцентуации характерно обвинение других в собственных неудачах, у них нет критичности к своему поведению, и как следствие нет желания его исправлять.
У истероидного типа сложности в коммуникациях, обусловлены эгоцентризмом, сложностью принятия успехов других, завистливостью, демонстративностью, непостоянностью в отношениях. Общение направленно на самопрезентацию, им трудно определить индивидуальные особенности партнера и характер ситуации. Речь громкая, “театральная”, чрезмерно выразительная. Невербальные проявления характеризуются неестественностью, пародийностью. Так же им характерны трудности слушания и адекватная обратная связь, нежелание осознавать собственные ошибки.
Своеобразие неустойчивого типа проявляется в его боязливости, лени, пассивности отношения, трудности эмпатии, созовисимости, неспособности оказывать помощь другим. Таким людям свойственны трудности прогнозирования, они не стараются заранее планировать общение, быстро отказываются от собственных интересов. Вербальные проявления характеризуются равнодушием, неэмоциональностью, невербальные проявление скудные. Они стараются проявлять самодостаточность, нет готовности чему-либо учиться в общении.
У конформного типа акцентуации характера проблемы общения связанны с робостью, инертностью, эмоционально-личностной зависимостью, беспокойством, боязнью быть отвергнутым, повышенным самоконтролем. Вербальные проявления характеризуются малой активностью, скудностью словарного запаса, невербальные проявления – скованностью, неконгруэнтностью, увеличение дистанции в общении. У таких людей возникают трудности самопознания, они склонны к самообвинению, нет желания менять привычный стиль общения.
Зная особенности поведения в социуме по каждому типу акцентуации характера, можно предположить как будет себя вести подросток в общении с другими людьми. Что поможет лучше понять и объяснить родителям почему их ребенок повел себя именно так в конкретной ситуации, а также более эффективно взаимодействовать непосредственно с самим подростком, и разрабатывать индивидуальные программы работы в психоконсультировании и психотерапии.

Проблема детско-родительский отношений в подростковом возрасте, в рамках периодизации развития человека, была и остается одной из самых острых тем для обсуждения.
В рамках нашей работы было рассмотрено влияние акцентуации характера на взаимоотношения с родителями. Мы рассмотрели акцентуации характера подростков, проявление агрессивности, стили воспитание и отношение родителей к детям. В результате проведенного исследования было выявлено, что характер подростка и тип воспитания являются взаимовлияющими факторами в детско-родительских отношениях.
Во взаимоотношениях с матерью были выявлены корреляционные связи по застревающему, тревожно-боязливому, педантичному, циклотимическому и возбудимому типу акцентуации характера, а также влияние на взаимоотношения проявления косвенной агрессии со стороны подростка. Во взаимоотношениях с отцом была выявлена корреляция по тревожно-боязливому, возбудимому, циклотимическому типу акцентуации характера, а также проявления общего показателя агрессивности, в целом, вербальной и физической агрессии, в частности.
Вопросы детско-родительских отношений и влияния характера на них являются актуальными, дальнейшее изучение данной проблемы может показать важные и интересные результаты, которые будут полезны как для практики в работе с родителями и подростками, так и в качестве теории в семейной психологии.
Во второй главе был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин); методика «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП); тест на определение отношения родителей к ребёнку; опросник К. Леонгарда-С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности»; опросник А. Басса-А. Дарки;
В третьей главе помощью методов графического представления полученных результатов (графиков, таблиц, диаграмм) было наглядно продемонстрировано, что характерологические особенности подростка влияют на детско-родительские отношения.
В частности, были выявлены все типы акцентуаций характера в различной выраженности; не обнаружено “чистой” акцентуации характера, наблюдается тенденция к смешению проявления различных типов акцентуаций характера. Было установлено преобладание воспитания по типу оптимального эмоционального контакта с ребенком. При рассмотрении отношения родителей к подростку выявлено, что у родителей преобладает принятие своего ребенка таким какой он есть, адекватное отношение к неудачам, вера в него, оптимальный контроль подростка, проявление здорового интереса к делам ребенка, поощрение самостоятельности и инициативы.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования был проведён корреляционный анализ, который позволил выявить прямые взаимосвязи во взаимоотношениях с матерью: “Застревающего типа акцентуации характера” с “Реализацией наказания” и “Требовательностью”; “Тревожно-боязливого типа акцентуации характера” и “Отношения к неудачам ребенка”; “Циклотимического типа акцентуации характера” и “Конфликтностью”; “Физической агрессии” с “Требовательностью”, “Контролем” и “Авторитарностью”. Получены обратные корреляционные связи во взаимоотношениях с отцом: “Циклотимического типа акцентуации характера” и “Эмаптии”; “Возбудимого типа акцентуации характера” с “Эмпатией” и “Удовлетворенностью отношениями”; “Тревожно-боязливого типа акцентуации характера” с “Непоследовательностью реакций” и “Неуверенностью родителя”.
Цель работы: выявить влияние характерологических особенностей подростков на взаимоотношения с родителями.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!