Влияние эластичности спроса на поведение российских фирм | Пример курсовой работы

Влияние эластичности спроса на поведение российских фирм

Цель исследования является изучение влияния эластичности спроса на поведение российских фирм.

Об абстрактной крайность абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса свидетельствует также тот факт, что эти виды эластичности лежат за пределами действия закона спроса, который предусматривает взаимосвязь цены и величины спроса. Поэтому абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный виды спроса имеют скорее теоретическое, а не практическое применение.
Необходимо также отметить, что две категории — спрос и цена могут находиться в прямой или обратной зависимости. Во взаимосвязи «спрос — цена», то есть когда спрос является первичным, зависимость прямая, а во взаимосвязи «цена — спрос», то есть когда цена первично, а спрос вторичен, — зависимость обратная.
1.3. Управление эластичностью спроса
На эластичность может повлиять множество вещей, которые, собственно говоря, и определяют сущность рынка.
Но из них можно выделить следующие факторы [12, с 403]:
– категория товара;
– время;
– товары-заменители.
Категория товара непосредственно влияет на эластичность спроса.
И таких примеров можно привести ещё очень много. Чем больше на товар цена, тем будет меньше желающих его купить. В этом и выражается суть этого фактора.
Временной фактор тоже имеет значительное влияние на уровень эластичности спроса. Чем более длительный промежуток времени, который рассматривается, тем спрос будет более эластичным. Влияние времени на эластичность. Можно объяснить это следующим образом. К примеру, покупатель постоянно покупает одну и ту же колбасу в магазине и его устраивают все: качество, состав и другие характеристики этого продукта. Но однажды покупатель приходит в тот же самый магазин, а колбаса стала дороже на 30%. Для бюджета покупателя это является неподъёмной суммой.
При этом покупатель принципиально не хотите покупать другую, так как не доверяете другим производителям. В текущем моменте спрос на этот продукт является неэластичным. Проходит день, потом второй, третий, неделя и так далее. Продукция не дешевеет, и покупатель начинает задумываться о том, что всё-таки может себе позволить её купить, либо же придется попробовать аналогичный товар другого производителя за меньшую цену. Итак, спрос стал более эластичным – покупатель готов рассматривать различные варианты [3, с 66].
В данном примере можно объяснить влияние времени на уровень эластичности спроса. Если товар неуникальный, то спрос будет эластичным. Это утверждение подходит для выражения сути третьего фактора.
Действительно, чем больше существует товаров-заменителей на рынке, тем сложнее заставить покупателя выбирать продукцию только одного производителя по надиктованной цене. Под товарами-заменителями предполагаются аналогичные продукты на рынке, которые могут иметь некоторые отличные свойства от основного продукта, но, в принципе, приносят такое же удовлетворение.
К примеру, потребитель любит кока-колу. Пепси по вкусу ничем не уступает и не отличается. Если резко производитель повысит цену на напиток, то потребитель из экономии можете начать пить пепси.
То есть какое-либо благо, которое может безболезненно заменить другой товар, называется товаром-заменителем. И на таком рынке производителю достаточно трудно навязывать свою цену потребителям, ведь из-за этого, возможно, клиенты уйдут к конкурентам [5, с 518].
Уровень конкуренции на рынках, где нет однообразия товаров и существует много производителей, которые делают схожую продукцию, является если не идеальным, то с высоким уровнем конкуренции и справедливыми ценами.
Итак, анализируя любой экономический показатель, нельзя торопиться и делать поспешные выводы. После того как посчитан только коэффициент ценовой эластичности спроса, пытаться его расшифровать и выявить те или иные признаки рынка нельзя.
Для составления полного анализа рынка нужно посчитать аналогичный коэффициент по предложению, уровень конкуренции, государственное регулирование, покупательную возможность потребителей и ещё множество различных показателей.
Лишь после этого можно сделать достойные уважения выводы и принимать различные решения по ведению хозяйственной деятельности, используя коэффициент ценовой эластичности спроса.

В условиях экономического спада экономики сопровождается инфляцией, снижением производства и потребления, определяющей категорией для принятия эффективных управленческих решений является ценовая эластичность спроса. Анализ коэффициента ценовой эластичности спроса предоставит возможность отечественным предприятиям грамотно распоряжаться ресурсами предприятия, устанавливать цены на товары или услуги, поскольку именно цена является средством получения прибыли и одним из важных инструментов успешной деятельности предприятия, средством конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, показателем качества продукции, одним из основных факторов, определяющих конъюнктуру рынка.
Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении показателей факторов, на него влияющих (цены или доходов потребителей) на один процент. Поэтому для определения эластичности спроса необходимо установить уровень изменения в течение определенного периода или по разных группах потребителей спроса и фактора, действие которого изучается.
Итак, через исключительное значение, для человека товар эластичности спроса на большинство из них (как по цене, так и по доходу) в целом является низкой. Традиционно для определения спроса на товары используют показатели среднего уровня их потребления на душу населения. Источником информации о параметрах потребления продовольствия материалы Государственного комитета статистики России выборочные обследования домохозяйств.
Итак, анализируя любой экономический показатель, нельзя торопиться и делать поспешные выводы. После того как посчитан только коэффициент ценовой эластичности спроса, пытаться его расшифровать и выявить те или иные признаки рынка нельзя.
Итак, коэффициенты эластичности спроса на продовольственные товары ООО «ТоргЭксперт» выступают одной из характеристик конкурентной среды, в которой приходится функционировать их производителям.
Снижение коэффициентов эластичности спроса по доходу свидетельствует о повышении уровня конкуренции на сегментах рынка, рост требований потребителей к качеству продовольственных товаров, способов (каналов) продаж. Дифференциация цен на закупленные товары в зависимости от доходов потребителей отражает особенности проявления в конкурентной среде ценового фактора.
Итак, согласно проведенного исследования сделан вклад в развитие экономической науки через исследование категории «эластичность» и выявлении ее связи со стратегической деятельностью предприятия.
Следовательно, определение коэффициента ценовой эластичности спроса имеет практическое значение при управлении предприятием. Как показали наши расчеты, спрос на сельскохозяйственную продукцию достаточно неэластичен, поэтому увеличение объемов продукции, которое может быть вызвано благоприятными погодными условиями, повышением производительности, приводит к снижение цен на сельскохозяйственную продукцию и уменьшение выручки предприятий. Поэтому для этих предприятий-производителей неэластичный характер спроса означает, что богатый урожай может принести меньшую доходность предприятию. А государство, учитывая рост урожайности, должен определить новый предельный объем сельскохозяйственной продукции.
На перспективу интересными представляются исследования относительно возможных методов оценки ценовой эластичности в условиях ограниченности доступа к фактическим данным.
Цель исследования является изучение влияния эластичности спроса на поведение российских фирм.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!