Влияние дивидендной политики на принятие решений | Пример курсовой работы

Влияние дивидендной политики на принятие решений

Цель исследования – рассмотреть влияние дивидендной политики на принятие решений по финансированию компании.

Обобщая вышеизложенное, считаем, что дивидендная политика – это часть политики управления прибылью предприятия, что является системой принципов и подходов, целей и задач, которые ставит перед собой руководство предприятия по оптимизации его распределения на потребляемую и капитализированную части с учетом интересов владельцев корпоративных прав, а также совокупность методов и средств их достижения в текущем периоде и на долгосрочную перспективу. Дивидендная политика является одним из наиболее дискуссионных вопросов финансового управления.
Существуют даже целые научные направления и школы, основным объектом исследования которых является формирование и распределение прибыли предприятия, а, следовательно, и принятия решения относительно политики выплаты дивидендов. Эти дискуссии находят свое продолжение в практической плоскости – выбор количественных параметров дивидендов, формы и порядка их выплаты, установления влияния дивидендной политики на стоимость предприятия и т.д.
Финансовой науке известны следующие теории, связанные с механизмом обоснования оптимальной дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики, теория налоговой дифференциации.
Теория иррелевантности дивидендов разработана Ф. Модильяни и М. Миллером. Они утверждают, что избранная дивидендная политика не влияет ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников.
Рациональность дивидендной политики, согласно их мнению, заключается в том, что дивиденды уместны после того, когда за счет этого источника профинансированы приемлемые для предприятия инвестиционные проекты. Если весь объем прибыли можно реинвестировать, то дивиденды не выплачиваются, а при условии отсутствия приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов. Именно в этом и проявляется иррелевантность дивидендной политики в отношении рыночной стоимости предприятия.
Следует отметить, что авторы этой теории сопроводили ее значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, теория стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики.
Представители второго подхода, М. Гордон и Дж. Линтнер, считают, что дивидендные выплаты влияют на формирование рыночной цены предприятия, а, следовательно, возможна оптимизация размера дивидендных выплат с целью максимизации благосостояния собственников. Они утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченная в форме дивидендов) в силу того, что она “очищена от риска”, стоит большего, чем доход, отложенный на будущее.
Текущие дивидендные выплаты подтверждают уверенность инвесторов в целесообразности вложений в такое предприятие, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала, т. е. уменьшение благосостояния акционеров. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации прибыли.
В начале 80–х годов ХХ века были опубликованы результаты исследования Р. Литценбергера и К. Рамасвами, которые получили название теории налоговой дифференциации. По их мнению, для акционеров приоритетное значение имеет не дивидендная, а капитализированная доходность, поскольку доход от капитализации облагался налогом по меньшей ставке по сравнению с полученными дивидендами. Стоимость предприятия максимизируется при низкой доле дивидендов, ведь инвесторы платят меньший налог на доход от прироста капитала, чем на дивиденды.
На основе приведенных теорий можно выделить консервативный, умеренный и агрессивный подходы к формированию дивидендной политики. Консервативный подход к дивидендной политики основывается на теории иррелевантности дивидендных выплат и заключается в приоритетности реинвестирования прибыли. На основе данного подхода обеспечивается высокий уровень самофинансирования предприятия и рост его чистых активов.
Таким образом, при выборе вида дивидендной политики предприятию необходимо обязательно учитывать ее преимущества и недостатки. Консервативный подход к формированию дивидендной политики дополнен политикой “нулевого” дивиденда, которая, на наш взгляд, является продолжением остаточной политики дивидендных выплат. Также к агрессивному подходу отнесена политика “100%” дивиденда, которая является предельным нормативом распределения прибыли на части, которые потребляемые и капитализируются.
Дивидендная политика – это набор целей и задач, которые ставит перед собой руководство предприятия в сфере выплаты дивидендов, а также совокупность методов и способов их достижения. Основной целью дивидендной политики является реализация прав акционеров на получение дохода от владения акциями, установление четкой и прозрачной системы определения, начисления и уплаты дивидендов.
В зависимости от стратегических целей предприятия выделяют следующие виды дивидендной политики: политика “нулевого” дивиденда; политика “100 %” – дивиденда; политика фиксированного дивиденда с премиальными выплатами; политика неденежных выплат; политика накопленных дивидендов.
Факторы, влияющие на формирование дивидендной политики принято разделять на следующие четыре группы: факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия; факторы, характеризующие возможности формирования капитала из альтернативных источников; факторы, связанные с объективными ограничениями; другие факторы.
Выплата высоких дивидендов приводит к уменьшению внутренних источников развития фирмы, что может побудить менеджеров к привлечению дополнительных внешних источников за счет выпуска новых акций и займов.
Исследуемая компания применяет политику постоянного роста размера дивидендных выплат.
Цель исследования – рассмотреть влияние дивидендной политики на принятие решений по финансированию компании.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!