Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Особенности назначения наказаний и освобождения от наказаний. | Пример курсовой работы

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Особенности назначения наказаний и освобождения от наказаний.

Целью курсовой работы является исследование видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним, особенностей назначения наказаний и освобождения от наказаний.

К целям уголовного наказания в теории уголовного права относят восстановление социальной справедливости, специальное и общее предупреждение. Традиционно в науке уголовного права наиболее важными целями уголовного наказания считаются общее и специальное предупреждение преступлений. Причем «в плане общего предупреждения наказание должно устрашать; в плане специального предупреждения – исправлять и перевоспитывать, что необязательно предполагает устрашение».
Однако, по нашему мнению, главная цель наказания несовершеннолетних – это их исправление и ресоциализация. По мнению многих юристов, в отношении дел с участием несовершеннолетних допущен пробел, который заключается в том, что лица, не достигшие 16-летнего возраста, в зал судебного заседания не допускаются, за исключением случаев, когда они вызываются судом. А ведь воспитательная роль суда в данном случае может быть реализована через принцип гласности судебного процесса. Открытые для других подростков судебные заседания могли бы играть предупредительную роль, наглядно показывая последствия совершения правонарушений. Поэтому рассмотрение некоторых дел о преступлениях подростков на закрытом судебном заседании ведет, как мне кажется, к снижению предупредительно-воспитательного значения судебного процесса.
Стоит отметить, что в силу «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, признается несовершеннолетие виновного. При назначении наказания суд вправе признать смягчающими наказание любые установленные в судебном заседании обстоятельства, в том числе не предусмотренные частью первой ст. 61 УК РФ.
Так, суд указал, что частью 2 ст. 89 УК РФ предусмотрено, что несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. При этом суд нижестоящей инстанции эти требования закона выполнил не в полной мере. Как видно из приговора, решая вопрос о виде и размере наказания, судом учтены характер совершенного М.Д.И. преступления, степень его общественной опасности, личность виновного, конкретные обстоятельства дела. В качестве обстоятельств, смягчающих ему наказание, признано, что по месту жительства он характеризуется положительно, ущерб возместил. С учетом несовершеннолетнего возраста виновного суд счел возможным назначить ему повторно наказание в виде лишения свободы условно с испытательным сроком. Из материалов дела следует, что вину он в совершении преступления признал полностью, раскаялся в содеянном.
Однако в качестве смягчающих наказание обстоятельств несовершеннолетие М.Д.И. и признание им вины судом не учтены. При таких обстоятельствах приговор не может быть признан законным, обоснованным и справедливым, он подлежит изменению со смягчением назначенного наказания.
Что касается системы принципов уголовного наказания для несовершеннолетних правонарушителей, следует отметить, что она также как и система принципов наказания для взрослых, включает принципы законности, гуманности, индивидуализации, справедливости и соразмерности наказания, но применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет свои определённые специфические черты и свойства.
Так при соблюдении принципа законности в отношении несовершеннолетних следует учитывать, что при назначении наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены подлежащие применению нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних.
Такой принцип как гуманность применительно к несовершеннолетним проявляется особенно ярко, о чем свидетельствует установление при назначении им наказания ряда условий, которые устанавливает для подростков уголовное законодательство.
Важное практическое значение при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних имеет и принцип справедливости. Применение данного принципа означает назначение законного, обоснованного, гуманного, строго индивидуализированного наказания.
Принцип индивидуализации ответственности означает необходимость учета при назначении наказания особенностей личности несовершеннолетнего преступника, роли каждого участника в преступлении, целей и мотивов преступления, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.п. справедливости и соразмерности наказания. Только вдумчивая индивидуализация ответственности может помочь в каждом конкретном случае наиболее правильно решить судьбу подростка, и выбрать для него наказание за совершённый им конкретный проступок, который будет в большей степени влиять на его исправление и перевоспитание. Соблюдение принципа индивидуализации является основой соблюдения принципа соразмерности наказания. Это связано с тем, что вид и размер предусмотренной законом меры воздействия соразмеряется с характером и степенью общественной опасности деяния и лица, его совершившего.
При применении принципа соразмерности наказания в отношении несовершеннолетних, соотношение критериев тяжести совершённого преступления и личности подростка выступает в несколько иной пропорции, чем в случаях применения наказания к взрослым преступникам. Не только данные, характеризующие личность преступника, но и обстоятельства, при которых совершено преступление, причины и условия, способствовавшие его совершению, играют относительно большую роль при определении наказания несовершеннолетнему, чем взрослому преступнику.
Таким образом, к целям уголовного наказания относятся восстановление социальной справедливости, специальное и общее предупреждение. Система принципов наказания для несовершеннолетних включает принципы законности, гуманности, индивидуализации, справедливости и соразмерности наказания. Все рассмотренные цели и принципы наказания несовершеннолетних имеют свои особенности. И в то же время они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правильный учёт их единства и связи помогает глубже вникать в сущность наказания несовершеннолетних и прогнозировать пути его совершенствования и повышения его эффективности.
3. Виды и особенности назначения наказания несовершеннолетним. Освобождение от наказания
Проведенное исследование видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним, особенностей назначения наказаний и освобождения от наказаний позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.
Уголовная ответственность несовершеннолетних обладает рядом особенностей по сравнению с уголовной ответственностью взрослых преступников. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство устанавливает особые правила о видах применяемых к несовершеннолетним наказаний и иных мер воздействия, их содержании, основаниях назначения и порядке приведения их в исполнение, а также особые правила и основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания.
Особое внимание при определении уголовной ответственности несовершеннолетних уделяется ее индивидуализации с максимальным учетом возрастных особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. К каждому подростку, совершившему деяние, объективная сторона которого уголовно наказуема, необходим индивидуальный подход с учетом психологических особенностей его личности, обстоятельств и тяжести совершенного деяния. Наказание, применяемое к несовершеннолетнему, должно быть эффективным и справедливым, главная его цель – это их исправление и ресоциализация несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов. Ориентируясь на международные стандарты, прежде всего на Пекинские правила, необходимо закрепить в уголовном законе особую цель наказания для несовершеннолетних – обеспечение благополучия несовершеннолетнего.
Закон не предусматривает для несовершеннолетних каких-либо видов наказания, отличных от взрослых. Система наказаний для несовершеннолетних является усеченной, к ним не применяются наиболее суровые виды наказания – смертная казнь и пожизненное лишение свободы, а также такие наказания, которые невозможно или нецелесообразно применять к несовершеннолетним с учетом их социального статуса – лишение права занимать определенные должности, лишение званий и наград, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим. Остальные применяемые к несовершеннолетним наказания смягчены в размерах и сроках.
Законодателем введены ограничения при назначении максимального срока наказания несовершеннолетним. Однако в связи с осуществлением данного права несовершеннолетнего возникают проблемы в случае назначения наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, подсудных федеральному судье районного уровня, при наличии смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных пунктами «и», «к» части первой ст. 61 УК РФ, и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств.
Наукой уголовного права разработан единый метод назначения наказания, полностью соответствующий действующему законодательству и целям наказания, указанным выше. При использовании данного метода применяются те же нормы уголовного права, а именно ст. 6 и ст. 60 УК РФ; наказание назначается с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств совершенного преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи; кроме того, в отношении несовершеннолетнего учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также обстоятельства, предусмотренные ст. 89 УК РФ, в том числе влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Только после этого применяются так называемые ограничительные (пресекательные) нормы, ограничивающие судебное усмотрение, а именно положения ст. ст. 62, 66, 88 УК РФ, и лишь в том случае, если имеются основания для их применения.
Целью курсовой работы является исследование видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним, особенностей назначения наказаний и освобождения от наказаний.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!