Виды конкурентной борьбы, ее методы и роль в экономике. Особенности конкуренции в России.

  • Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи
Готовлю ответ ...

Цели и задачи

Целью данной работы является исследование особенностей конкуренции в экономике РФ.

Введение и актуальность


Совершенная (чистая) конкуренция представляет собой модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей. При этом все субъекты рыночных отношений имеют равные права и возможности. Отличительная особенность рынка чистой конкуренции заключается в том, что продавец с покупателем не могут влиять на цену товара. Цена продукта определяется рынком. 7
Особенности совершенной конкуренции схематично отображены на рисунке 2.1.

Рис 2.1. Особенности совершенной конкуренции

Необходимыми условиями для совершенной конкуренции в условиях рынка можно назвать:
1. Однородность рынка;
2. Неограниченное количество продавцов и покупателей продукта;
3. Никакой монополии (одного влиятельного производителя, захватившего львиную долю рынка) и монопсонии (единственного покупателя продукта); 8
4. Цены на товар устанавливает рынок, а не государство или заинтересованные лица;
5. Одинаковые возможности ведения экономическо-хозяйственной деятельности для всех членов общества;
6. Открытая информация об основных экономических показателях всех игроков рынка. Речь идет о спросе, предложении и ценах на продукт. На рынке чистой конкуренции все показатели считаются честно;
7. Мобильные факторы производства; 9
8. Невозможность возникновения ситуации, когда один субъект рынка влияет остальных неэкономическими методами.
Другой немаловажной моделью рынка является олигополия.
Олигополия представляет собой рыночную структуру, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.

Заключение и вывод

В завершении работы подведем итог и сделаем выводы:
Конкуренция в условиях рынка представляет собой соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли
Конкуренция в условиях рынка выступает как своеобразный механизм контроля. Государство в условиях конкурентной среды оказывает существенное влияние, осуществляя контроль и регулирование конкурентной среды в условиях рынка на основе использования методик государственного регулирования экономики.
Следует выделять несколько основных моделей конкуренции в условиях рыночной экономики:
1.Чистая конкуренция
2.Монополистическая конкуренция
3.Олигополия
4.Монополия
Важнейшим элементом экономической политики можно назвать антимонопольную политику государства. Именно она определяет, как социальное положение населения государства, так и уровень экономического развития страны, степень конкурентоспособности рынка. Антимонопольную политику России можно назвать важным атрибутом структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Безусловно, в определенных случаях существование монополии является необходимым, но за этими процессами должен осуществляться строгий контроль со стороны государства.
Инструменты регулирования монополий в экономике подразделяют на административные и экономические.
На сегодняшний день, на конкурентоспособность РФ в условиях мирового хозяйства оказывают влияние ряд проблем, среди которых:
1.Увеличение государственного долга;
2. Экономические санкции Запада;
3.Социально-экономические проблемы;
4.Снижение объемов промышленного производства и тд.
Конкуренция в условиях различных отраслей экономики и национального хозяйства РФ способствует:
1. развитию малого и среднего бизнеса
2.созданию новых рабочих мест и тд.
Большинство ученых экономистов сходятся на том, что для преодоления проблем экономического развития и улучшения конкурентоспособности РФ в мировом хозяйстве, необходимо принимать целый комплекс мероприятий, таких как:
1.Снижать расходные статьи бюджета;
2.Активно поддерживать малые и средние предприятия;
3.Рационально проводить политику импортозамещения;
4.Развивать торгово-партнерские отношения со странами союзниками в условиях рынка и тд.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сказать о том, что для развития конкуренции в условиях рынка в РФ необходимо устранять имеющиеся проблемы и совершенствовать действующее антимонопольное законодательство.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ