Весна священная Стравинский

Цели и задачи

Цель исследования: выявить, каким образом особенности постановки и содержания балета И.

Введение и актуальность


Публика нервно реагировала на музыку, но ее смущали и танцы. Не то, что действие происходит в условные древние времена — балет регулярно отправлял и отправляет своих героев то к крестоносцам, а то и в эпоху фараонов. Но и сарацины, и фараоны, и жрецы в индуистских храмах до той поры разговаривали «благородным» танцевальным языком, герой-любовник отличался только костюмом, а крестьяне были не менее изящны, чем господа.
Раздавались свистки, гудки автомобильных клаксонов, звон велосипедных звонков, смех и шум. Чтобы усмирить расходившиеся страсти, Дягилеву пришлось несколько раз гасить свет в зале, и все же публику утихомирить не удалось. Спектакль прервался, причем композитор, расстроенный донельзя, к тому времени бежал из театра.
Однако далеко не все так отнеслись к новому балету. Наиболее чуткие любители музыки поняли его ценность. Так, молодой Луначарский, бывший в это время в Париже, писал: «...Прекрасное далеко не целиком сводится к красивому... Стравинский и Нижинский, давши художественное современное произведение... не пошли ни по пути научной точности, ни по пути балетного обсахаривания материала».
Партитура, открывающая «Весну священную», стала узнаваемым и любимым многими музыкальным фрагментом.
С помощью фагота, который прежде никогда не звучал в таком высоком регистре, Стравинский хотел изобразить голоса крестьян языческой Руси. Но когда такое звучание фагота продолжилось и в следующей композиции, «Весенние гадания», зрители начали возмущаться.
«Публика состояла из представителей высшего общества, которые ожидали чего-то подобного знакомым им балетам на музыку Чайковского, Шопена или даже раннего Стравинского. А вместо этого им представили танцы и музыку, которая была совершенно не похожа на ту, что они слышали раньше, и на их слух она звучала совершенно отвратительно. И вся эта аудитория в вечерних платьях, фраках и смокингах была просто шокирована».
Стравинский воспринял спектакль, показанный в Театре Елисейских полей, удручающе. «Сочиняя «Весну священную», я представлял себе сценическую сторону произведения как ряд совсем простых ритмических движений, исполняемых большими группами танцоров, движений, непосредственно воздействующих на зрителя без излишних форм и надуманных усложнений. Только финальная «Священная пляска» предназначалась солистке. Музыка этого фрагмента, ясная и четкая, требовала соответствующего танца, простого и легко схватываемого. Но и здесь Нижинский, хотя и уловил драматический характер этого танца, оказался беспомощным передать его сущность доступным языком и осложнил его по оплошности или по недостатку понимания».
Показ в Париже балета «Весна священная» вызвал одну из самых больших скандалов в истории балета. В общей сложности балет «Весна священная» давался только восемь раз, после чего был закрыт. В том же году хореограф этого балета - Вацлав Нижинский - был уволен антрепренером русского балета в Париже С.Дягилевым.
Нижинский как танцор в свое время воспринимался публикой как выдающееся явление в истории балета, в то время как Нижинский в амплуа хореографа получил позорный штамп «бездарного дилетанта» (Стравинский), «невозможного гения» (Дебюсси), слепого исполнителя указаний Дягилева. Его хореография балета «Весна священная» воспринималась современниками как неудача. Стравинский столько раз клеймил хореографию Нижинского, что современники вынуждены были ему поверить.
Хореография этого балета была забыта почти навсегда, она стала обрастать легендами, как и сам балетмейстер, проведший в психиатрической лечебнице последние 20 лет жизни до своей смерти в 1950 году.
Но в шестидесятых годах прошлого века мнение публики изменилось. Творчеством Нижинского стали интересоваться, и в том числе его хореографией. Историки искусства читают старые критические статьи, посвященные хореографии Нижинского, и удивляются их огромным количеством, а также качеством этих статей, что однозначно говорит о том, что хореография Нижинского произвела огромное влияние на балет.

Заключение и вывод

«Весна священная» стала одним из первых и совершенных примеров сотворчества композитора, художника и хореографа. Спектакль впервые делался как авторская работа от и до, и все художественные компоненты были взаимосвязаны и дополняли друг друга уже в процессе создания.
«Весна священная» отразила дальнейшие новаторские искания Стравинского в области гармонии, оркестра и ритмики, достигающей здесь небывалой ранее степени сложности. В тематизме балета большое место занимают краткие архаические народные попевки, становящиеся типичными для языка Стравинского в ряде последующих произведений с национальной тематикой
Нижинский придумал новый язык — угрюмое и экспрессивное наречие, вовсе не «элегантное», но приковывающее взгляд как стихийное бедствие. Отменив вековые балетные правила, он фактически не только объяснил всем грядущим хореографам, что путь открыт и в балетном театре возможно все (был бы талант), но и дал старт развитию современного танца.
В год первой премьеры балета Русское музыкальное издательство выпустило в свет четырехручный клавир «Весны священной» с посвящением композитора Н.К. Рериху. Для художника это стало своеобразным символом: образы балета не оставляли его воображение на протяжении всей жизни. И уже в конце ее, в 1945 году, находясь в далекой Индии, он написал станковую картину с названием «Весна священная». Лучшей же работой по оформлению «Весны священной» был недолговечный спектакль 1913 года, рожденный творческим воображением русских авторов и никогда не шедший на российской сцене, спектакль, оставивший глубокий след не только в отечественной, но и в мировой культуре.
Крупнейшие хореографы XX века неоднократно обращались к этому произведению (среди них – Мари Вигман, Марта Грехэм, Морис Бежар, Пина Бауш), каждый раз пытаясь по-своему найти выход из конфликтной ситуации, в которой оказывается человек, зажатый между стихией внутренних сил и навязанной ему необходимостью присутствия в цивилизованном мире.
Найденные в «Весне священной» новые выразительные средства оказали огромное влияние на развитие европейской музыки ХХ столетия. В классическом мультфильме «Фантазия» Уолта Диснея использована музыка из балета «Весна священная». Она звучит на протяжении четырех последовательных эпизодов, изображающих создание земли, развитие простых форм жизни, появление динозавров и их вымирание. Хотя первый показ мультфильма изначально не сопровождался огромным успехом, сейчас он стал классикой.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ