Вертикаль власти и разделение государственных полномочий в федеративном государстве

Цели и задачи

Цель работы – рассмотреть вертикаль власти и разделение государственных полномочий в федеративном государстве.

Введение и актуальность


Практика и научные исследования показывают, что существенной проблемой на современном этапе является то, что образование территориальных органов в соответствии со статей 71 и 72 Конституции РФ образует параллелизм и дублирование функций, что в свою очередь ведет к конфликтам между федеральными и региональными органами исполнительно власти. Например, к данной проблеме можно отнести практику игнорирования структуры органа исполнительной власти субъекта РФ при образовании территориального органа федеральной исполнительной власти, создаваемые по вопросам совместного ведения.
В качестве варианта решения данной проблемы могла бы стать осуществление процедуры делегирования определенных полномочий федерального органа исполнительной власти непосредственно органу исполнительной власти субъекта РФ посредством заключения соглашений (ч. 2 ст. 78 Конституции РФ), а в замен, передача органов исполнительной власти субъекта РФ части своих полномочий непосредственно федеральному органу исполнительной власти (ч. 3 ст. 78 Конституции РФ). Данным действием обеспечивалось бы создание единой исполнительной вертикали абсолютно на всех пространственных уровнях административной власти с помощью функционального и организационного переплетения региональных и федеральных органов исполнительной власти. Важно отметить, что такая вертикаль может взаимодействовать и с исполнительно-распорядительными органами муниципалитетов, например, с помощью наделения органов муниципалитетов отдельными государственными полномочиями.

Заключение и вывод

Итак, анализ изложенного выше материала позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.
Несомненным является то обстоятельство, что в соответствии с общим правилом разделения властей такие ветви власти как законодательная и исполнительная подменять друг друга не должны, а тем более вторгаться в осуществление закрепленных за ними функций. Вместе с тем, в современных условиях, для ряда стран мира характерно преобладание тенденции направленной на укрепление исполнительной ветви власти. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, рядом следующих факторов:
Во-первых, это усложнение жизни общества и ее ускорение в результате. Естественно, это требует быстрых и оперативных мер, которые призваны решать жизненно важные вопросы. Для их принятия более приспособленной является именно исполнительная власть.
Во-вторых, та слабость исполнительной власти, которая обусловлена чрезмерным вмешательством парламента в сферу ее деятельности. Это неизбежно за собой влечет чехарду и правительственную нестабильность, что может способствовать серьезным политическим осложнениям.
Важно отметить, что, несмотря на теоретическую однородность принципа разделения властей для каждой страны он свой. Именно данный принцип выступает в качестве неотъемлемой части для любого демократического государства.
В современных условиях, сам принцип разделения властей из теоретического реально, превратился в реализуемый на практике и осуществляется в различных странах мира. Анализ его применения позволяет сделать вывод о том, что сам принцип проявляется в различных вариантах и формах, но при этом, своего содержания не теряет.
В Российской Федерации, построение государственной власти, как впрочем, и в любом другом демократическом государстве, осуществляется на таком же принципе построения власти путем разделения властей, который, также выступает в качестве основы построения конституционного строя страны, но, как и в других странах, имеет свойственные ему специфические особенности.
Необходимо отметить, что что отдельные конституционные формулировки противоречат данной точке зрения. Например, в п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции говорится, что в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Эта формулировка четко показывает, что в данном случае имеются ввиду не нормотворческие, точнее, не только нормотворческие, а также и вполне конкретные практические совместные действия уполномоченных органов власти Федерации и субъектов Федерации.
Подводя общий итог, стоит отметить, что теория разделения властей, осуществляется, прежде всего, в плане общего принципа, руководящего начала, подразумевающегося при создании структуры государственных органов, а также определении контуров их полномочий. Что касается самой теории разделения властей, с позиции идеи единства властей, но она не имеет, и, видимо, не может иметь абсолютно «чистых» форм осуществления на практике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ