Вертикаль власти и разделение государственных полномочий в федеративном государстве
Цели и задачи
Цель работы – рассмотреть вертикаль власти и разделение государственных полномочий в федеративном государстве.
Введение и актуальность
Практика и научные исследования показывают, что существенной проблемой на современном этапе является то, что образование территориальных органов в соответствии со статей 71 и 72 Конституции РФ образует параллелизм и дублирование функций, что в свою очередь ведет к конфликтам между федеральными и региональными органами исполнительно власти. Например, к данной проблеме можно отнести практику игнорирования структуры органа исполнительной власти субъекта РФ при образовании территориального органа федеральной исполнительной власти, создаваемые по вопросам совместного ведения.
В качестве варианта решения данной проблемы могла бы стать осуществление процедуры делегирования определенных полномочий федерального органа исполнительной власти непосредственно органу исполнительной власти субъекта РФ посредством заключения соглашений (ч. 2 ст. 78 Конституции РФ), а в замен, передача органов исполнительной власти субъекта РФ части своих полномочий непосредственно федеральному органу исполнительной власти (ч. 3 ст. 78 Конституции РФ). Данным действием обеспечивалось бы создание единой исполнительной вертикали абсолютно на всех пространственных уровнях административной власти с помощью функционального и организационного переплетения региональных и федеральных органов исполнительной власти. Важно отметить, что такая вертикаль может взаимодействовать и с исполнительно-распорядительными органами муниципалитетов, например, с помощью наделения органов муниципалитетов отдельными государственными полномочиями.
Заключение и вывод
Итак, анализ изложенного выше материала позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.
Несомненным является то обстоятельство, что в соответствии с общим правилом разделения властей такие ветви власти как законодательная и исполнительная подменять друг друга не должны, а тем более вторгаться в осуществление закрепленных за ними функций. Вместе с тем, в современных условиях, для ряда стран мира характерно преобладание тенденции направленной на укрепление исполнительной ветви власти. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, рядом следующих факторов:
Во-первых, это усложнение жизни общества и ее ускорение в результате. Естественно, это требует быстрых и оперативных мер, которые призваны решать жизненно важные вопросы. Для их принятия более приспособленной является именно исполнительная власть.
Во-вторых, та слабость исполнительной власти, которая обусловлена чрезмерным вмешательством парламента в сферу ее деятельности. Это неизбежно за собой влечет чехарду и правительственную нестабильность, что может способствовать серьезным политическим осложнениям.
Важно отметить, что, несмотря на теоретическую однородность принципа разделения властей для каждой страны он свой. Именно данный принцип выступает в качестве неотъемлемой части для любого демократического государства.
В современных условиях, сам принцип разделения властей из теоретического реально, превратился в реализуемый на практике и осуществляется в различных странах мира. Анализ его применения позволяет сделать вывод о том, что сам принцип проявляется в различных вариантах и формах, но при этом, своего содержания не теряет.
В Российской Федерации, построение государственной власти, как впрочем, и в любом другом демократическом государстве, осуществляется на таком же принципе построения власти путем разделения властей, который, также выступает в качестве основы построения конституционного строя страны, но, как и в других странах, имеет свойственные ему специфические особенности.
Необходимо отметить, что что отдельные конституционные формулировки противоречат данной точке зрения. Например, в п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции говорится, что в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Эта формулировка четко показывает, что в данном случае имеются ввиду не нормотворческие, точнее, не только нормотворческие, а также и вполне конкретные практические совместные действия уполномоченных органов власти Федерации и субъектов Федерации.
Подводя общий итог, стоит отметить, что теория разделения властей, осуществляется, прежде всего, в плане общего принципа, руководящего начала, подразумевающегося при создании структуры государственных органов, а также определении контуров их полномочий. Что касается самой теории разделения властей, с позиции идеи единства властей, но она не имеет, и, видимо, не может иметь абсолютно «чистых» форм осуществления на практике.
Несомненным является то обстоятельство, что в соответствии с общим правилом разделения властей такие ветви власти как законодательная и исполнительная подменять друг друга не должны, а тем более вторгаться в осуществление закрепленных за ними функций. Вместе с тем, в современных условиях, для ряда стран мира характерно преобладание тенденции направленной на укрепление исполнительной ветви власти. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, рядом следующих факторов:
Во-первых, это усложнение жизни общества и ее ускорение в результате. Естественно, это требует быстрых и оперативных мер, которые призваны решать жизненно важные вопросы. Для их принятия более приспособленной является именно исполнительная власть.
Во-вторых, та слабость исполнительной власти, которая обусловлена чрезмерным вмешательством парламента в сферу ее деятельности. Это неизбежно за собой влечет чехарду и правительственную нестабильность, что может способствовать серьезным политическим осложнениям.
Важно отметить, что, несмотря на теоретическую однородность принципа разделения властей для каждой страны он свой. Именно данный принцип выступает в качестве неотъемлемой части для любого демократического государства.
В современных условиях, сам принцип разделения властей из теоретического реально, превратился в реализуемый на практике и осуществляется в различных странах мира. Анализ его применения позволяет сделать вывод о том, что сам принцип проявляется в различных вариантах и формах, но при этом, своего содержания не теряет.
В Российской Федерации, построение государственной власти, как впрочем, и в любом другом демократическом государстве, осуществляется на таком же принципе построения власти путем разделения властей, который, также выступает в качестве основы построения конституционного строя страны, но, как и в других странах, имеет свойственные ему специфические особенности.
Необходимо отметить, что что отдельные конституционные формулировки противоречат данной точке зрения. Например, в п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции говорится, что в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Эта формулировка четко показывает, что в данном случае имеются ввиду не нормотворческие, точнее, не только нормотворческие, а также и вполне конкретные практические совместные действия уполномоченных органов власти Федерации и субъектов Федерации.
Подводя общий итог, стоит отметить, что теория разделения властей, осуществляется, прежде всего, в плане общего принципа, руководящего начала, подразумевающегося при создании структуры государственных органов, а также определении контуров их полномочий. Что касается самой теории разделения властей, с позиции идеи единства властей, но она не имеет, и, видимо, не может иметь абсолютно «чистых» форм осуществления на практике.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт