Вербальная коммуникация-искусство убеждать | Пример курсовой работы

Вербальная коммуникация-искусство убеждать

Целью данного исследования выступает социально-философский анализ вербальной коммуникации как искусства убеждать (на материале современных политических дискурсов).

Индуктор – конкретная личность, коммуникативная деятельность которой направлена на убеждение реципиента. Под сообщением понимают конкретную информацию, предназначенную для реципиента. Движение сообщения представляет собой путь, движение информационного сообщения к реципиенту, благоприятные либо неблагоприятные условия восприятия информационных данных. Реципиент – тот, на кого направлено сообщение, индивид, осуществляющий декодирование информации, заложенной индуктором.
Говоря о современных политических дискурсах, следует отметить, что их реципиентом выступают огромные массы граждан, соответственно, вместо убеждения они часто направлены на манипуляцию массовым созданием.
На сегодняшний день существует несколько определений манипулирования сознанием, среди которых называют дефиницию, данную Б. Н. Бессоновым, согласно которой управление сознанием представляет собой «форму духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемую насильственным путём», Л. Прото «скрытое влияние на совершение выбора» и др.
Одним из наиболее распространённых в отечественной философской мысли является определение, данное С. Кара – Мурзой, согласно которому управление, манипуляции массовым сознанием представляет собой «программирование мнений и устремлений отдельных лиц и масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции». Объектом данного воздействия выступают психические структуры человека.
Среди основных признаков скрытого управления сознанием выделяют следующие:
1) прежде всего, данное воздействие является исключительно психологическим, духовным, не предполагает физического воздействия;
2) воздействие является скрытым. Факт манипуляции не должен быть замечен;
3) воздействие требует высокого уровня мастерства от реализующих его. На сегодняшний день существует целая отрасль технологий и профессионалов, владеющих подобными технологиями;
4) к людям, сознание которых поддается управлению, относятся исключительно как к объектам. Управление сознанием не предполагает воздействие на другого человека, включающую аспект взаимовлияния.
Как отмечают авторы шеститомника «Национальная идея России», последние десятилетия охарактеризовались существенным расширением компаний по убеждению широких масс. «Российское общество непрерывно подвергается идеологическому воздействию по внедрению целевых для кого-то или чего-то ценностей».
Анализируя современные технологии убеждения и манипуляции, авторы исследования называют одним из наиболее распространенных в современной российском обществе пропаганду, а также указывают на сходство отдельных приемов, которые применяются в религиозной и манипуляционной риторике: обращение к подсознанию, игра на чувствах, обращение к предрассудкам, страхам.
Поскольку основным средством реализации убеждения выступает слово, огромное внимание современных пропагандистских технологий уделяется правильному подбору слов.
Анализируя языковую ткань современных политических дискурсов, исследователи указывают на высокую метафоричность языка современных СМИ, полагая, что сами метафоры являются «выраженными художественно стереотипами». Именно использование стереотипов позволяет снизить критичность восприятия, минуя сферу сознательного и апеллируя изначально к подсознательному. Следовательно, для того, чтобы управление массовым сознанием было эффективным, необходимо иметь «карту стереотипов» разных групп и слоев населения — весь культурный контекст данного общества.
Среди негативных технологий современных процессов убеждения отмечают «невероятные ранее по масштабам политические спектакли — и в виде массовых действ и зрелищ, и в виде кровавых провокаций», что свидетельствует о том, что в России наблюдаются «целенаправленные действия по превращению народа в толпу».
Таким образом, убеждаемость представляет собой свойство личности воспринимать доводы коммуниканта, характеризующееся когнитивной гибкостью, умением принять точку зрения другого. В структуре феномена выделяют индикатора, сообщение, движение сообщения и реципиента. Говоря о современных политических дискурсах, следует отметить, что их реципиентом выступают широкие массы людей, что приводит к возникновению угрозы манипуляций. В рамках оформления концепта сообщения политические дискурсы успешно эксплуатируют различные вербальные, просодические приемы и методы.

В современной научной литературе речевая коммуникация изучается как составляющая теории межличностного общения, чаще всего под феноменом понимают средство связи любых объектов материального и духовного мира; передачу информации от человека к человеку; передачу и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Основополагающими характеристиками речевой коммуникации выступают целенаправленный характер оперирования информационными потоками, использование различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и проч.), различных каналов трансляции информации в соответствии с норами речевого поведения, принятого в данном социуме на конкретном этапе исторического развития.
В структуре коммуникативного взаимодействия можно выделить коммуникатор, целевую аудиторию, сообщение. Основой коммуникации выступает слово, которое позволяет реализовать репрезентативную, экспрессивную, коммуникативную функции.
Язык политики представляет собой неотъемлемый компонент политической культуры социума, своеобразным инструментом ее репрезентации. Главной особенностью политической коммуникации выступает тот факт, что она не только выступает отражением сложной системы национальных этнических взаимоотношений, но и существенно влияет на их становление. Влияние политических дискурсов современности на социально-политическое развитие осуществляется благодаря реализации убеждающих стратегий в их структуре.
Под феноменом убеждаемости в современной научной литературе понимают свойство личности, подразумевающее «готовность людей принять информационное воздействие, логически обоснованное суждение», предполагающее когнитивную гибкость, умение принимать доводы собеседника, его точку зрения.
Сила идеологического воздействия, реализация убеждения в рамках политического дискурса осуществляется посредством формирования двух семантических уровней в рамках информационного сообщения: уровень априорных ссылок и уровень прямо сказанного слова.
На основании проведенного в практической части исследования можно утверждать, что В. Путин преимущественно использует уровень априорных ссылок, широко эксплуатируя ассоциативный ряд лексем, обращаясь к лексемам с ярко выраженными позитивными коннотациями, что позволяет мифологизировать образ политика в качестве защитника страны.
Жириновскому свойственно использование уровня прямо сказанного слова, конкретизация, моделирование и эксплуатация образа оппонента. Лексически образ «врага», оппонента конструируется благодаря использованию маркированных политических аффективов, конденсирующих знаков, обладающих негативными коннотациями.
Однако несмотря на существенные различия проанализированных дискурсов В. Путина и В. Жириновского, выступления обоих политиков характеризуются высокой силой идеологического воздействия, наличием многочисленных убеждающих стратегий, моделирование которых осуществляется посредством реализации индивидуальных подходов в речи разных политиков.
Целью данного исследования выступает социально-философский анализ вербальной коммуникации как искусства убеждать (на материале современных политических дискурсов).

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!