Вальдорфская школа и специальное обучение

Огромное значение Штейнер уделял педагогическому самоуправлению школы, которое он ввел с самого начала возникновения школы, насколько это было дозволено государственным школьным законодательством. Педагогический коллектив сам определял педагогические цели и установки, составлял учебные планы и программы, организовывал обучение. Все это основывалось, прежде всего, на собственном понимании развития ребенка и служило исключительно ему.
Особое внимание в вальдорфской школе уделяется личности педагога. Все обучение построено на принципе личного примера педагога и его непосредственного воздействия на становление личности ученика. Классических школьных программ, к которым мы привыкли в массовых школах, не существует. Педагог сам решает: как и чему учить ребенка на определенном этапе развития, опираясь на его творческий потенциал. В «свободной школе» нет администрации, в привычном для нас понимании, а роль директора заключается в осуществлении хозяйственной деятельности. Все решения принимаются учителями коллегиально на советах школы.
Педагогика вальдорфской школы основывается на убеждении, что каждый ребенок, независимо от его академических успехов, имеет право на получение образования в учебном заведении в течение всего времени, пока длится его биологически-телесное развитие. Иными словами, пока он растет и физически формируется, т. е., как минимум, до 18 лет. После 18 лет притязания на дальнейшее образование каждый должен реализовывать сам. Школьные годы распределяются на 12 классов, включающих в себя младшую, среднюю и старшую ступень, в которых обучаются ученики различных способностей и социального происхождения [См.: 21].
В связи с особым пониманием возраста в вальдорфских школах второгодничества, как уже было отмечено, не существует, т. е. каждый ученик переходит в следующий класс в соответствии со своим возрастом, независимо от внешне установленной нормы достижений. Никому не принесет пользы, если ученик потеряет свои накопленные доверительные привычные социальные связи, которые возникли у него в классе, из-за недостаточных школьных успехов и должен будет повторять тот же самый материал снова еще один школьный год.
Индивидуальность обучаемого в вальдорфской системе принимается во внимание точно так же, как и индивидуальность педагога. Совместная деятельность этих двух индивидуальностей производит то, что можно назвать «Педагогикой – действительности». Эта педагогика имеет перед собой не абстрактную картину «оптимального» человека, а то, что каждый отдельный ученик является «идеальной картиной». При этом в центре внимания всегда находится свобода индивидуума, а потому отношение учителя к ученикам базируется не на произволе и силе, а на познании и помощи.
Вальдорфская педагогика-концепция, считающаяся с природой ребёнка. Одной из важных задач школы является: стремление к самостоятельной и направляемой учёбе, которая учитывает индивидуальные возможности и потребности учеников. Воспитание свободы и самостоятельности – это то, что в высшей степени необходимо в наше время, которое требует в общественной и государственной жизни социально зрелых и свободных людей.
Важное звено в процессе воспитания и обучения в вальдорфской педагогике отводится отношениям учителя с ребёнком. Эта педагогика призывает в своем преподавании учитывать загадочную природу человека, его неповторимость, его жизненную задачу. Р. Штайнер придавал большое значение идее того, что очень важно для педагога в обучении опираться не на собственные убеждения, которые могут быть и ошибочными, а внимательно наблюдать за каждым конкретным ребёнком, и в союзе с родителями вырастить здоровую, гармоничную личность.
Значительным аспектом вальдорфской педагогики является идея личности учителя. Рудольф Штайнер огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребёнка 7–14-ти лет очень важна личность взрослого, который находится рядом. Р. Штайнер писал, что при подборе учителей надо учитывать, может ли педагог установить с ребёнком духовную связь, а так же в состоянии ли он всем своим образом мыслей погрузиться в душу ребёнка [См.: 2, с.179].
Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного учителя. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего.
Принцип педагогической поддержки, реализуемый в школах Штейнера, можно, наверное, назвать главным, ибо от его степени, своевременности и постоянной готовности в общем-то и зависело благополучие детей школы Внутри их сообщества или вне его могли происходить всевозможные изменения, но одно должно было оставаться неизменным – это то, что взрослый обязан быть на стороне ребенка.
Непременным условием помогающих отношений атмосферу психологической безопасности, которая и складывается из: а) признания ценности ребенка, б) отказа от использования в его отношении «внешнего оценивания» и в) глубокого эмпатического понимания. Понимающим и принимающим ребенка был тот воспитатель, который умеет содействовать, сочувствовать, сострадать, тем самым вызывая развитие у ребенка способности к эмпатии.
В трактовке воспитательной деятельности Вальдорфской школы приоритет отдается постулату, согласно которому воспитание заключается в помощи ученику, сотрудничестве с ним в преобразовании его жизни, в развитии смыслопоисковой деятельности личности. Педагоги-воспитатели Вальдорфской школы осуществляют коррекцию поведения учащихся в соответствии с общепринятыми культурными нормами и поддерживают их нравственное становление, способствуя формированию эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни [См.: 14, с.74-79].
Таким образом, обучение в вальдерфовской системе построено так, что количество учителей минимально, педагог в вальдорфской системе, является в первую очередь наставником и поверенным в делах и душевных переживаниях.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ