Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса в школе | Пример курсовой работы

Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса в школе

Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития (с учетом специализации).

Дети перестали фантазировать, изобретать, мечтать. Это конечно особенность нынешнего столетия, которое ставит нас в ограниченные рамки. Мы часто спрашиваем: «Почему детям не интересно учиться?». Новое столетие – это век научных машин, которые решат за человека многие поставленные им задачи. Легче нажать на пару кнопок, клавиш и получишь готовый результат с минимальной затратой умственного труда. Поэтому и встал вопрос о новой системе обучения детей. Каждый учитель – это творец своего дела. Если раньше урок рассматривался как соблюдение строгой дисциплины, исполнительностью учеников, заученных фраз, то сейчас это встреча с уроком свободным, где ребенок может реализоваться, независимо от уровня его способностей.
Современный урок должен быть связан не только с усвоением обучающимися определенного уровня знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных, созидательных и индивидуальных творческих способностей. Фундаментом любого урока должны стать: глубокая теория; богатое содержание; сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий; поиск связей между пройденным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном и изученном. Обычная, даже заурядная тема урока может быть оригинально решена, методически блестяще выстроена на ярком, интересном содержании при богатом наглядном материале. При планировании процесса обучения, в начальной школе, учитель должен ориентироваться на богатство и разнообразие видов деятельности, которые позволят сделать работу детей динамичной, насыщенной, увлекательной и менее утомительной.  Длякаждого педагога на уроке должна работать формула 7 этапов – учёба + удивление +открытие + удовольствие + увлечение + применение = успех. Современные требования к уроку должны делятся на дидактические, психологические, гигиенические, требования к технике проведения и закрепления (качество полученных знаний).
При подготовке и планировании урока педагог должен осуществлять целый комплекс действий:
Учитывать особенности детского коллектива: уровень успеваемости в классе, заинтересованность к предмету, темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности каждого учащегося (способности, социальный статус учащегося в классе, отдельные черты характера, социальный статус семьи и многое другое).
Учитывать свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуни-кативность, эмоциональность, профессиональную компетентность, уверенность в своих знаниях, умение импровизировать, умение организовать детский коллектив, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.
Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
Выделить главную идею урока.
Выбрать форму проведения урока.
Отобрать содержание урока, методы, способы изучения и закрепления материала.
Четко и ясно ставить задачи перед учениками.
Следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование.
Поддерживать темп, посильный для большинства.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
«Урок это каждый раз открытие истины, поиск истины и её осмысление в совместной деятельности учащихся и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
«Урок это часть жизни любого обучающегося, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не пугать детей трудностями, быть открытым и готовым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осознания истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
В организации современного урока на первом этапе важно спланировать учебное сотрудничество учителе с учеником и между самими учащимися. От этого зависит дальнейшее развитие урока. Если контакт установлен – это часть успеха урока. Но кроме этого, необходимо научить учащихся не только получать готовые знания, но и самостоятельно добывать, перерабатывать необходимые знания, используя разные источники. Дети должны учиться исследовать и открывать для самого себя все то, что когда-то он упустил. А чтобы урок не казался скучным, необходимо определить тип и форму урока.
Типология современных учебных занятий и уроков
Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения
новыми предметными умениями.
Урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.
Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.
Контрольный урок.
Коррекционный урок.
Комбинированный урок.
Нетрадиционные виды уроков
В государственной политике одним из принципов в области образования и воспитания является принцип гуманистического характера образования; свободного развития личности; приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни человека; воспитание гражданственности и любви к Родине. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача воспитать гармонично ‒ развитую личность, способную самостоятельно 9 оценивать происходящие события и строить свою личную деятельность в соответствии с интересами окружающих ее людей. Решение этой задачи, в первую очередь, связано с формированием у подрастающего поколения устойчивых моральных и духовно ‒ нравственных качеств личности, и уроки литературного чтения являются одним из самых эффективных средств, в решении поставленной задачи.
Стимулом для воспитания духовно развитой личности служит героическое прошлое нашей Родины. Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну необходимо с самых малых лет ребенка.
Воспитывать достойное поколение обучающихся, расширяя их кругозор, культивируя патриотические чувства, возбуждая интерес к литературе и истории, помогает применение на уроках в различных формах загадок, песен, легенд и пословиц, то есть ‒ фольклора. Анализ программ по литературному чтению образовательных систем «Школа России» и «Школа 2100» показал, что в настоящее время уделяется большое внимание изучению фольклорных произведений обучающимися младших классов на уроках литературного чтения.
Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития (с учетом специализации).

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!