Управление прибылью коммерческого банка.

Напротив, доходы, которые кредитная организация получает в виде финансовых санкций (штрафы, пени и др.) должны быть минимизированы. Это связано с тем, что санкции применяются к проблемным клиентам, нарушителям договорных условий и еще более осложняют финансовое состояние этих клиентов, затрудняют выполнение ими своих обязательств и лишь частично компенсируют потери банков, часто приводят к увеличению потерь, так как негативно отражаются на имидже кредитной организации.
Целевой установкой банка должна быть минимизация прочих доходов (например, возврат кредита, неполученного в результате санации проблемного заемщика), так как они лишь частично возмещают убытки банка.
В области расходов банка традиционный подход на их минимизацию приводит уже на первом этапе их дифференциации к неоднозначному результату.
Например, у банка имеются ограниченные возможности минимизации процентных расходов по вкладам, выпущенным и размещенным долговым обязательствам, так как чрезмерное уменьшение их уровня ведет к снижению спроса на данный вид операций, приводит к дефициту депозитной базы как источника кредитных ресурсов. Рост процентных расходов банка также ограничен необходимостью поддержания определенного уровня процентной маржи с целью максимизации прибыли. С точки зрения оптимального минимального уровня ограничен ряд непроцентных, операционных и административно-эксплуатационных расходов, чрезмерное уменьшение которых ведет к снижению качества банковских продуктов, возникновению многих серьезных рисков, а в отдельных случая и к прекращению деятельности кредитно организации.
Однако в чрезвычайны ситуациях ля выполнения своих обязательств перед вкладчиками, клиентами, бюджетом проблемные банки могут значительно сократить отдельные виды своих расходов, а некоторые расходы могут просто аннулировать. Чаще всего это касается расходов на заработную плату, транспорт, командировки, благотворительную деятельность и т.п. Чтобы данные действия банка негативным образом не отразились на репутации кредитной организации, не привели бы к росту социальной напряженности среди сотрудников банка, длительность периода такой экономии должна быть короткой. В управлении прибылью в отношении расходов по санкциям (уплачиваемые банком штрафы, пени, неустойки и др.) банки формируют цель на их полную, предельно возможную минимизацию, предполагающую не допускать нарушений, приводящих к таким последствиям. Другое дело, если кредитная организация нарушает условия заключенных договоров, в связи с чем ее клиенты несут полную меру финансовой ответственности и сознательно отказывается от уплаты штрафов, неустоек и других санкций, то такая экономия способна резко понизить имидж банка, привести к потере клиентов, дефициту ресурсов, кризису ликвидности. Расходы банка, связанные с выплатой налогов, страховых платежей, создания обязательных резервов осуществляются согласно нормативам с учетом предусмотренных льгот и адекватности рискам. При разработке приоритетов в управлении прибылью, кроме прироста количественных параметров доходов банка, важно принимать во внимание качественные характеристики доходов. По качественным параметрам выделяют следующие виды доходов:
— тождественные или адекватные – это доходы, имеющие самое высокое качество, получаемые от основных видов деятельности (процентные и непроцентные; кредитные, комиссионно-посреднические и торговые; ресурсоемкие и интеллектуалоемкие и т.д.);
— случайные или нерегулярные – это доходы, имеющие более низкие качественные характеристики: чрезвычайные доходы (возврат «плохого», потерянного кредита), спекулятивные доходы от валютного арбитража и краткосрочных операций с ценными бумагами, полученные штрафы, пени и иные финансовые санкции, реализация имущества (помещения, активы);
— авантюрные или сомнительные – это доходы самого низкого качества, получаемые при нарушении банком договорных обязательств, недостаточной системе оплаты комиссионных расходов, нарушении соотношения риск – классификация – резервы и т.д.
Объединение количественных и качественных параметров банковских доходов является одной из основных задач управления прибылью. К важным аспектам также относятся вопросы эффективного управления распределением полученной прибыли. Прибыль, оставшаяся в распоряжении банка, является основой для роста собственного капитала, выплаты стабильных дивидендов, потенциального роста объема банковских услуг, повышения имиджа кредитной организации.
Рациональное управление распределением прибыли подразумевает оптимальное соотношение между накоплениями банка и распределением с учетом экономической конъюнктуры, целей финансового управления, защиты от рисков интересов акционеров, сотрудников и клиентов банка.
В следующей главе курсовой работы проведем анализ эффективности управления прибылью в ООО «ХКФ Банк».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ