Управление инновациями в малом бизнесе

Таким образом, в целом наблюдается тенденция в развитии предпринимательской деятельности в России на протяжении 2017-2018 гг. В 2018 г. число микропредприятий в относительном выражении увеличилось на 27%, а в абсолютном — 1 522 101. Однако средние предприятия сократились, в относительном выражении на 0,27%, а в абсолютном — 55.
Также необходимо оценить динамику трудовых ресурсов предприятий, в 2018 г. по сравнению в 2017 г. средняя численность работников микропредприятий увеличилась в относительном выражении на 8,7%, а в абсолютном на 566 006 тыс. человек. В средних предприятиях по показателю средней численности работников также происходит прирост, в относительном выражении на 1%, а в абсолютном — 18 765 тыс. человек.
Рассмотрим рисунок 2.1, в котором отображено число предприятий по видам экономической деятельности в 2017 г.

Рисунок 2.1 — Число малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2017 г.
В структуре отраслей принадлежности малых и средних предприятий преобладают операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Доля обрабатывающего производства и других видов деятельности равна и составляет 10%. Наименьшую долю составляет отрасль добычи полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Второе место после операций с недвижимым имуществом занимает оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств,мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
2.1 Инновационная деятельность в малом предпринимательстве
Ключевым фактором роста значимости малых фирм в инновационной деятельности стало расширение доступности образования. В начале прошлого столетия средний уровень грамотности в ведущих мировых державах был на уровне 20-30%. В современных условиях во всех развитых и развивающихся странах, наряду с общим начальным образованием, для большинства граждан доступны высшее, специальное или какое-либо дополнительное образования. Наблюдается яркая тенденция развития самообразования. Человек имеет доступ к большему объему информационных ресурсов и он стремится применить полученные знания на практике для получения экономической выгоды. Общий уровень образования количественно уже почти достиг своего максимума и продолжает расти качественно.
Основную возможность для эффективной реализации инноваций, малые компании получили с изменением инновационного процесса в открытую нелинейную систему. В настоящее время, посредством своей гибкости, и нелинейности инновационного процесса, малые и средние компании могут объединять инновационный процесс со своей организационной структурой и достигать поставленных целей. А посредством открытости инновационной системы — могут получить доступ к требуемой информации. В качестве примера можно привести, компания может купить или иным, незапрещенным способом, получить результаты прикладных исследований на данном сегменте рынка, вместо того чтобы организовывать собственный исследовательский отдел и нанять требуемый для его функционирования персонал и следовательно понести большие коммерческие расходы. Она так же может продать ещё не реализованную инновацию в виде полезной информации и/или практических разработок и образцов. Таким образом, понижаются входные барьеры в область инновационной деятельности, и упрощается выход из подобных проектов с наименьшими потерями. Помимо этого, сформировалось уже достаточно много малых инновационных компаний, которые оказывают узкие специализированные услуги, необходимые более крупным игрокам для реализации инновационного процесса и таким образом способствуют развитию инновационной деятельности. В результате, можно сказать, что любая стадия процесса реализации инноваций может быть передана на аутсорсинг.
Требуется также подчеркнуть государственную поддержку. В нашей стране действуют дифференцированные программы поддержки как малого предпринимательства в целом, так и отдельно — инновационной деятельности. Поддержка предоставляется на дифференцированных уровнях:
— федеральном;
— региональном;
— муниципальном.
Выражается она в различных видах субсидирования, налоговых льготах, государственных заказах, информационно-консультационных услугах, тарифного и нетарифного регулировании, предоставлении права использования муниципальной собственности, поручительстве перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами и др.
Большое распространение получили бизнес инкубаторы и другие площадки, помогающие реализовывать стартапы. Как правило, в рамках такой организации, резиденту предлагаются льготные условия аренды помещений, бесплатные консультации и обучающие программы. Помимо этого, бизнес инкубаторы стали центрами трансфера технологий.
В итоге, малые компании либо получили, либо расширили доступ практически ко всем необходимым ресурсам: финансовым, трудовым, технологиям, идеям, а так же заручились государственной поддержкой. Всё это намного облегчает малому бизнесу инновационный путь развития. Однако, до этого момента, мы вели речь только о необходимых ресурсах и возможностях, не сказав ни слова о втором, не менее важном факторе инновационного потенциала.
Для реализации инновации необходимы всего два фактора: способность и готовность. Под способностью мы понимаем индивидуальные свойства компании, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления, в данном случае, инновационной деятельности. Способности сводятся не только к имеющимся в организации ресурсам, необходимым для обеспечения инновационного процесса (финансовые, кадровые, технологии, опыт и т.п.). Они так же заключены в возможностях приобретения этих ресурсов.
Конечно, не имея ресурсов для осуществления инновационного процесса, и не имея возможности их получить, компания никак не сможет реализовать инновацию. Но даже если привлечены все необходимые ресурсы и проанализированы и подтверждены все возможности для старта и последующего поддержания инновационного процесса -это ещё не означает, что он будет запущен. Речь идёт о готовности компании вести инновационную деятельность.
Под готовностью понимается желание ответственных лиц вести инновационную политику. Такая политика неразрывно связана с высокой степенью риска. А мы знаем, что менеджеры малых компаний более охотно идут на риск, так как это практически связано с их основной деятельностью и является одним из свойств малого бизнеса. В небольшой компании, практически каждое управленческое решение может быть связано с вполне ощутимыми последствиями для всей фирмы. Принимая решение, руководитель осознаёт свою ответственность перед компанией, так как видит реальное отражение результатов исполнения своих решений в жизнедеятельности организации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ