Уголовно правовая характеристика коммерческого подкупа | Пример курсовой работы

Уголовно правовая характеристика коммерческого подкупа

Цель данной работы заключается в изучении и анализе уголовно-правовой характеристики статьи 204 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за совершение коммерческого подкупа.

В то же время следует обратить внимание на отсутствие нормативного определения такой примененной законодателем категории, как «интересы службы» в действующем уголовном законодательстве. Не раскрывается данное понятие и Пленумом ВС РФ, который, однако, дает перечень нарушающих интересы службы действий, определяя их, как действия, которые хотя и связаны с осуществлением лицом своих прав и обязанностей, однако не были вызваны служебной необходимостью и объективно противоречат как общим задачам и требованиям, предъявляемым к управленческому аппарату, так и целям и задачам, для решения которых субъект преступления был наделен своими полномочиями.
Отсутствует единое мнение по поводу определения такой категории, как «интересы службы» и в уголовно-правовой теории. Ряд авторов высказывает позицию, в соответствии с которой интересы службы следует связывать с выполнением своих функций управленческими работниками. В то же время существует и позиция, согласно которой в понятие интересов службы следует включать добросовестное осуществление своей профессиональной деятельности всеми работниками негосударственной организации в целом.
Представляется, что в данном случае наиболее обоснованным выглядит мнение, высказанное Н.А.Лопашенко, в соответствии с которым интересы службы следует определять как нормальное, то есть осуществляемое в соответствии с уставными задачами и целями деятельности функционирование коммерческих и иных негосударственных организаций. Данное определение содержит указание на то, что субъектом рассматриваемого преступления выступает лицо, осуществляющее функции по управлению в коммерческой или иной негосударственной организации.
Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, включает в себя передачу предмета коммерческого подкупа и его получение. Очевидным представляется тезис о возможности совершения указанных деяний исключительно в форме действия, которое заключается во вручении ценностей имущественного характера либо в безвозмедном удовлетворении потребностей лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Передача предмета коммерческого подкупа может осуществляться в различных формах, которые могут носить как открытый, так и тайный характер, в частности, в форме якобы возрата долга либо предоставления денежных средств взаймы.
Часть 3 статьи 204 УК РФ устанавливает уголовную ответственность выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации лица за незаконное получение им денег, ценных бумаг и иного имущества, а также за незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий или бездействий в интересах дающего в связи со служебным положением, занимаемым таким лицом. Под получением следует понимать принятие предмета подкупа, включая вещи и услуги имущественного характера, вне зависимости от момента его совершения.
На сегодняшний день как в теории уголовного права, так и в правоприменительной практике различным образом трактуется определение момента окончания коммерческого подкупа. Представляется, что данное преступление следует отнести к преступлениям с формальным составом. Указание же законодателя на причинение вреда носит не материально-правовое, но уголовно-процессуальное значение.
Объективной стороной коммерческого подкупа, предусмотренного частью 1 статьи 204 УК РФ, является совершение незаконной передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой, общественной или иной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, а также оказание ему услуг имущественного характера за выполнение указанным лицом действий или бездействия в связи с занимаемым им служебным положением в пользу дающего.
Представляется, однако, что при коммерческом подкупе оказание услуг может носить также неимущественный характер при условии того, что предмет подкупа представляет собой определенную ценность в сознании его получателя и может оказать влияние на его поведение. Примером может служить ситуация, при которой незаконное вознаграждение передается за устройство субъекта преступления либо его родственников и близких лиц на должность в организации с высокой заработной платой. В силу изложенного представляется целесообразным дополнение диспозиции статьи 204 УК РФ указанием на пользование услугами как имущественного, так и неимущественного характера.
Обязательным условием наступления уголовной ответственности за совершение коммерческого подкупа в соответствии со статьей 204 УК РФ следует признать незаконный характер оказания услуг, что представляет собой один из наиболее сложных вопросов квалификации данного преступления. Если в отношении государственных или муниципальных служащих законодательство предусматривает нормативный запрет на получение указанными категориями лиц материального вознаграждения в связи с занимаемой ими должностью либо выполнением служебных обязанностей, за исключением обычных подарков, предусмотренных статьей 575 Гражданского Кодекса РФ, то в отношении лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях аналогичный нормативный запрет общего характера отсутствует. Представляется, что в данном случае обоснованной выглядит позиция, в соответствии с которой незаконными действиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой и иной организации, следует признавать такие действия, которые прямо запрещены законом, учредительными документами организации либо не вытекают в соответствии с законом из характера заключаемого соглашения, оказываемой услуги или иного вида правомерной деятельности лица, а также совершаются втайне либо под видом совершения иных законных действий.
Отметим также, что, если части 1 и 2 статьи 204 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за передачу предмета коммерческого подкупа, то части 3 и 4 рассматриваемой статьи устанавливают уголовную ответственность за его получение, что позволяет говорить об имеющем место фактическом объединении в одной статье Особенной части УК РФ двух различных составов преступления, что вызывает определенные сомнения в целесообразности такого шага законодателя, в особенности с учетом того, что уголовная ответственность за дачу взятки и за ее получение предусматриваются различными статьями Особенной части УК РФ, а именно статьями 290 и 291 УК РФ соответственно.

По итогам рассмотрения вопросов уголовной ответственности за совершение коммерческого подкупа становится возможной формулировка следующих основных выводов:
Нормативное закрепление в Уголовном Кодексе РФ уголовной ответственности за совершение коммерческого подкупа представляет собой развитие уголовного законодательства, направленное на обеспечение уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере экономической деятельности, в частности, возникающих в связи с осуществлением своей деятельности коммерческими и иными негосударственными организациями. Объектом коммерческого подкупа следует признавать осуществление нормальной деятельности органами управления коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций и общественные отношения, возникающие в сфере осуществления управленческой деятельности лицами коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих в них управленческие функции.
Коммерческий подкуп является во многом сходным с получением взятки и дачей взятки, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями 290 и 291 УК РФ соответственно как по объективным признакам преступления, так и по конструкции диспозиции рассматриваемой нормы. Однако указанные преступления следует отграничивать друг от друга. Основным критерием отграничения коммерческого подкупа от дачи взятки и получения взятки следует признавать объект преступления, в качестве которого для взяточничества выступают общественные отношения, возникающие в связи обеспечением нормальной деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, в то время как объект коммерческого подкупа образуют, как уже указывалось выше, общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением нормальной деятельности коммерческими и некоммерческими негосударственными организациями, а также их лицами, осуществляющими управленческие функции в указанных организациях в соответствии с предоставленными им в соответствующем порядке полномочиями.
Предметом коммерческого подкупа следует признавать деньги, иное имущество либо услуги имущественного характера. Следует обратить внимание на ряд вопросов, возникающих при анализе предусмотренного законодателем определения предмета коммерческого подкупа. В первую очередь, обращает на себя внимание закрепление в качестве предмета преступления исключительно услуг имущественного характера, то есть услуг, осуществляемых за плату, однако предоставляемых субъектом преступления получателю подкупа на безвозмездной основе. Представляется, что предметом коммерческого подкупа могут также выступать услуги неимущественного характера, к примеру, в ситуации, когда за совершение определенных действий в пользу дающего тот устраивает на определенную должность с высокой заработной платой субъект преступления, его родственников или близких лиц. Также вопросы возникают относительно квалификации деяния в случае, если предмет коммерческого подкупа составляет имущество, запрещенное к гражданскому обороту, а равно услуги незаконного характера. Представляется, что уголовная ответственность в данном случае должна наступать по совокупности статьи 204 УК РФ ми соответствующей статьи Особенной части УК РФ, устанавливающей ответственность за оборот предмета коммерческого подкупа либо оказание составляющих предмет коммерческого подкупа незаконных услуг.
Вопросы также вызывает установление минимального размера предмета коммерческого подкупа. Как Уголовный Кодекс РФ, так и международные нормативно-правовые акты не содержат указания относительно того, какой минимальный размер должна составлять сумма коммерческого подкупа для возникновения уголовной ответственности. Ряд авторов полагает, что ответственность за совершение коммерческого подкупа должна наступать вне зависимости от суммы его предмета, однако представляется, что незначительная стоимость предмета коммерческого подкупа обуславливает и незначительное воздействие субъекта на управленческие отношения в коммерческой или некоммерческой государственной организации, что обуславливает целесообразность установления минимальной суммы предмета коммерческого подкупа в размере 1.000 рублей.
Цель данной работы заключается в изучении и анализе уголовно-правовой характеристики статьи 204 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за совершение коммерческого подкупа.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!