Уголовная политика России на современном этапе: основные направления развития.

Цели и задачи

Целью исследования является анализ уголовной политики России на современном этапе и основных направлений ее развития.

Введение и актуальность


Еще 50 лет назад А. Ф. Шебанов отметил, что «в известных отношениях и условиях содержание правового явления может выступать как форма, а форма - как содержание другого явления». Именно в силу этого обстоятельства вопрос о формах реализации уголовной политики до сих не решен в юридической науке однозначно.
Представляется, что наиболее приемлемой является систематизация форм реализации уголовной политики, основанная на «вычленении» в этом процессе специфических, однородных по своему характеру и юридическим последствиям видов деятельности, обеспечивающей проведение уголовной политики в жизнь (Н. А. Беляев, Н. И. Загородников, А. В. Наумов и др.).
В.С. Комиссаров отмечал, что «непосредственной целью уголовного правотворчества является создание такого уголовного закона, который максимально отражал бы состояние и потребности общества и был бы способен эффективно воздействовать на регулируемые им общественные отношения».
Получив свою реализацию в законе, а точнее, в конкретных правовых нормах, уголовная политика уже с использованием уголовной ответственности в качестве своего «инструмента» проводится в жизнь как выработанная государством генеральная линия в сфере противодействия преступности в процессе правоприменительной деятельности, направленной на практическое осуществление уголовной ответственности в случаях совершения конкретного преступления.
В свою очередь, правоприменительная деятельность правоохранительных органов по проведению в жизнь выработанных уголовной политикой положений об уголовной ответственности тоже строго регламентирована законом. В этом заключается своеобразие использования уголовной ответственности в качестве важнейшего средства реализации уголовной политики - уголовная ответственность определяется лишь законом и осуществляется только на основе закона.
Будучи главным каналом воздействия государственной власти на социальную жизнь через механизм правового регулирования, а в связи с этим и главным каналом придания выработанной уголовной политике юридической силы, правотворческая деятельность выступает важнейшей формой ее реализации.
Конечно же, вырабатывая уголовную политику, российское государство учитывает, что в современном обществе преодоление негативных социальных явлений, в том числе преступности, связывается, прежде всего, с развитием экономики, укреплением материально-технической базы, дальнейшим повышением материального благосостояния российских людей, ростом их культуры и сознательности, поэтому решающими факторами, обеспечивающими последовательное сокращение преступности выступают общесоциальные меры экономического, культурного, организационного и воспитательного характера. В этом смысле уголовное право, конечно же, не является основным средством преодоления преступности, хотя и играет в решении этой задачи немаловажную роль, особенно на современном этапе развития России с учетом крайне неблагоприятной криминогенной обстановки.
Как один из структурных элементов общей политики уголовная политика призвана содействовать достижению главных задач государства, в первую очередь совершенствованию общественных отношений, но посредством осуществления определяемых ею в сфере противодействия преступности специальных мер и с учетом тех социально-экономических мер, которые воздействуют на причины и условия (детерминанты) преступности.
Еще в 80-е г. XX в. В. Н. Кудрявцев справедливо отмечал, что «кроме борьбы с преступностью есть и другие, не менее важные государственные и общественные интересы… Вот почему цели и средства уголовной политики (и уголовной юстиции как ее инструмента) должны формулироваться в известных рамках с учетом других задач государства, а также побочных последствий осуществления уголовной политики».
Действительно, вряд ли можно найти такую область социальной действительности, на которую бы не влияли законодательные и правоприменительные решения в сфере противодействия преступности особенно решения, связанные с изменением объема или пределов уголовной ответственности. Например, федеральные законы от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ и от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ, введя новые виды освобождения от уголовной ответственности (ст. 76.1 и 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)), внесли существенно новые элементы в уголовную политику, проводя твердую и последовательную линию на уменьшение степени «репрессивности» уголовной ответственности в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести особенно в сфере экономической деятельности. Эти новые элементы уголовной политики, выражающие ее демократические и гуманистические начала, получив свое законодательное закрепление, значительно увеличивают возможности органов правосудия по индивидуализации уголовной ответственности, поскольку новое уголовное законодательство, с одной стороны, сокращает сферу применения лишения свободы, а с другой - расширяет применение иных, не связанных с лишением свободы мер уголовно-правового характера.
Реализация уголовной политики в этом направлении, наряду с решением своих непосредственных задач, прежде всего, усиления противодействия преступности, в известной мере учитывает и более общие цели и задачи всей социальной системы в целом (в частности, проблемы трудовых ресурсов, миграционные процессы, брачно-семейные отношения и т. п.).
Таким образом, правотворческая и правоприменительная деятельность как формы реализации уголовной политики в первую очередь предназначены для обеспечения эффективного и целенаправленного воздействия уголовного законодательства на социальные и экономические процессы, происходящие в жизни нашего государства, что обусловлено необходимостью изменения уголовно-правового регулирования и надлежащей охраны постоянно совершенствующихся общественных отношений в условиях создания правового государства.
В области уголовно-правового регулирования правотворчество сводится главным образом к законодательной деятельности, поскольку единственным источником российского уголовного права является уголовный закон.
В отличие от других отраслей права в уголовном праве помимо собственно законодательной деятельности все остальные формы правотворчества представлены незначительно, хотя и имеют место (например, толкование законодателем принятых ранее уголовных законов, кодификация уголовно-правовых норм, уголовно-правовой «законодательный» эксперимент).

Заключение и вывод

Подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующие основные выводы.
Уголовная политика – это один из видов политики в сфере воздействия и реагирования на преступность исключительно средствами и методами уголовного права. Он несет в себе как идеи, взгляды и представления, теоретическую составляющую о содержании, формах и средствах, целях, задачах и методах уголовно-правового воздействия на преступность в зависимости от исторического развития общества и государства, так и воплощение на практике в непосредственной деятельности государства, подразумевающей под собой разработку оснований и принципов уголовной ответственности, определением круга преступных деяний и видов наказаний, а также иных мер уголовно-правового воздействия на преступность, основания освобождения от уголовной ответственности, способы защиты прав и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, выражающаяся и закрепленная в нормах уголовного права, актах толкования и практике применения.
Более того, на современном этапе развития России уголовная политика, являясь структурным элементом единой политики, может быть определена как генеральная линия, выработанная российским государством в сфере противодействия преступности и отраженная в виде руководящих идей, директив и установок, определяющих задачи, основные направления, содержание и формы деятельности государственных органов и общественных организаций в этой сфере, имеющих своей целью последовательное сокращение совершаемых преступлений.
К числу наиболее важных форм реализации уголовной политики относятся: правотворческая деятельность, правоприменение, социальное планирование мер противодействия преступности, правовое воспитание и правовая пропаганда.
Основными принципами уголовной политики являются принципы социально-экономической обоснованности; законности; гуманизма; справедливости; демократизма; принцип соответствия задач, правомочий и ресурсов; принцип опережающих стратегических решений и соответствия нравственности; принцип научности и ответственности органов и должностных лиц за принятие (непринятие) должного решения; принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
Уголовно-правовая политика, проводимая в Российской Федерации на современном этапе, характеризуется рядом тенденций, наиболее полно отражающих отношение законодателя к проблемам противодействия преступности и реализации карательной функции государства. Среди наиболее распространенных тенденций уголовно-правовой политики следует отметить унификацию уголовного законодательства и совершенствование правоприменительной практики.
В настоящее время уголовное право является интенсивно регулируемой отраслью. Однако бессистемность нормотворческого процесса не позволяет формировать осмысленную уголовную политику государства на долгосрочную перспективу, ввиду игнорирования необходимости её научного, криминологического обоснования.
Ключевыми средствами реализации уголовной политики на современном этапе являются криминализация и декриминализация.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ