Учебная деятельность в младшем школьном возрасте | Пример курсовой работы

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте

Цель исследования – анализ особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Так, в концепции П.Я. Гальперина сформулирована гипотеза о поэтапном формировании умственных действий. Для анализа сформированности действий П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной и их сотрудниками были предложены следующие параметры состояния действий: форма выполнения действий – материальная, материализованная, внешнеречевая, умственная; обобщенность – выделение свойств предмета, существенных для выполнения действия; развернутость – выполнение всех операций действия в их полном составе; освоенность – легкость выполнения, автоматизм действий, быстрота [7].
По материалам ФГОС НОО существуют следующие виды универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД .
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Существенными показателями сформированности учебной деятельности в начальной школе являются:
— понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
— умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
— форма выполнения учебных действий — материальная/ материализованная; речевая, умственная;
— степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);
— самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
— различение способа и результата действий;
— умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
— адекватность и дифференцированность самооценки;
— умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
В настоящее время широкое признание как действенная система формирования учебной и личностной самооценки получила безотметочная система оценивания знаний. Вместо отметки, выраженной количественно, используются содержательные четко дифференцированные оценки, основанные на однозначных критериях, благодаря которым могут быть выведены баллы для самостоятельных работ учащихся.
При этом специально указывается, что разные виды деятельности — исполнительскую, поисковую, творческую — следует оценивать по-разному.
Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются:
— постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности;
— предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;
— организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;
— формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Оценка становится необходимой, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;
— формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;
— организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка.
Перечисленные условия организации действия оценки должны быть конкретизированы для различных учебных предметов. В начале освоения нового учебного содержания критерии оценки должны быть представлены в развернутом и максимально дифференцированном виде, а по мере усвоения обобщены.
Критериями сформированости у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Подводя итоги, отметим, что Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагает значительные изменения в структуре, содержании, целях и задачах образования, необходимость самосовершенствования субъекта образовательного процесса, которым является воспитанник, активном присвоении им социального опыта поколений, проявлении способности к самостоятельному получению новых знаний и умений и самостоятельной организации этого процесса.
Так же отметим, что изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников.
Проанализировав научную литературу по теме исследования, мы пришли к следующим выводам:
Важнейшим средством развития умений и знаний мы рассматриваем учебно-исследовательскую задачу.
Учитывая последовательность общих действий, реализующих исследовательскую деятельность, можно говорить о группах общих умений, в которых отражается содержание этой деятельности. К ним можно отнести:
• умение работать с литературными источниками и документами;
• умение работать со справочной литературой;
• умение работать с компьютерными поисковыми системами;
• умения осуществлять основные логические операции;
• умение проводить наблюдения;
• умение проводить различного вида эксперименты;
• умение различными способами организовывать данные;
• умение грамотно выражать свои мысли (формулировать суждения);
• умение представлять результаты исследования.
Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.
Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Цель исследования – анализ особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!