Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Цели и задачи

Цель исследования: анализ особенностей регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Введение и актуальность


Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере - локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами, коллективными договорами.
Получение таких гарантий и компенсаций обязывает работника прибыть в нужное время к месту назначения и приступить к исполнению своих трудовых обязанностей. Работник, который не прибыл или отказался работать по уважительной причине, обязан вернуть выплаченные средства с учетом вычета уже понесенных расходов в связи с переездом. Следовательно, работник, который не явился к месту работы или отказался приступать к работе без уважительной причины, такой работник должен вернуть все выплаченные ему средства в связи с переездом.
Трудовой договор с данной категорией работника, может быть расторгнут только по причинам, предусмотренным действующим законодательством о труде. В день увольнения работнику должна быть обязательно выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, если такой имеется, и произведена выплата всех полагающихся ему от организации денежных средств.
Споры и разногласия, начинающиеся между работником и работодателем, чаще разрешаются, по соглашению сторон. В случае не нахождения компромисса, споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством РФ.
Трудовой договор с данной категорией работников предусматривает многие пункты и стороны, покрывающие недостатки данной местности. А что не оговорено в трудовом договоре, обязательно будет упомянуто в коллективном договоре и в дополнительных соглашениях между работником и работодателем.

Заключение и вывод


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности можно охарактеризовать, как территорию со сложными климатическими условиями для проживания и работы населения. Численность постоянного населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий составляет почти тысяч человек, из которых больше половины - работающее население, которому предоставляются определённые компенсации и льготы в сфере труда. Предоставление гарантий связано, в первую очередь с климатическими условиями, так как в данной местности температура зимой достигает до минус 50 °C, а летом поднимается не выше 15°C.
Существующая система мотивирования труда, основанная на районных коэффициентах и Северных надбавках, устарела, её нужно во многом поменять. Новая система должна обеспечивать повышение мотивации и заинтересованности к труду в таких тяжелых природно-климатических условиях.
На сегодняшний день требуется внесение существенных изменений в действующее законодательство. Анализируя существующее законодательство о регулировании труда работников, которые трудятся в экстремальных природных условиях, и судебную практику применения правовых норм, регулирующий их труд, можно внести предложения по совершенствованию законодательных норм.
В связи с возникновением трудностей в изучении и исполнении различных правовых актов необходимо обеспечить четкость и ясность законодательной базы. Необходимо создать систематизированное законодательство о правовом регулировании труда лиц, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к Крайнему Северу территориям.
Защищая интересы работника, осуществляющего трудовую деятельность в отдаленных районах Севера, законодатель сохранил, а практика судов подтверждает его право на получение большей части северных льгот за работу в данных условиях. Но, к сожалению, условия, порядок и размеры предоставления льгот и гарантий поставлены в зависимость от источника финансирования организации и формирования соответствующей нормативно-правовой базы.
Удовлетворение необходимости в рабочей силе в большей мере должно осуществляться за счет проживающего в северных районах населении, привыкшего к суровым условиям, а не за счет притока приезжих из других регионов страны. Для этого необходимо на законодательном уровне разработать мероприятия по оптимизации численности населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На таком же уровне создать условия для закрепления квалифицированных кадров и их привлечения для работы в северных условиях.
На основе вышеизложенного можно внести следующие предложения:
– в Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 внести дополнительную статью, которая будет гарантировать повышение уровня правовых гарантий и компенсаций работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим на этих территориях более 10 лет.;
– издать Федеральный закон «О размерах районных коэффициентов к заработной плате и о порядке их применения», взамен Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28. В этом законе будут учитываться не только природно-климатические условия, но и другие, такие как социально-экономический фактор, экономико-географический фактор и др.;
– в целях укрепления на севере и во избежание массового оттока из районов Севера молодых специалистов следует разработать эффективную государственную программу по привлечению и заинтересованности выпускников школ и молодых специалистов для привлечения их к работе в организации расположенные на соответствующих территориях; восстановить в ФЗ от 19.02.1993 г. № 4520-1 положение о выплате процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лицам в возрасте до 30 лет, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.;
– внести дополнение в ст.5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1, уточнив порядок исчисления трудового стажа для молодых специалистов до 30 лет, закончивших школу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Начислять трудовой стаж за 10 лет обучения в общеобразовательных учреждениях: для школ, расположенных в районах Крайнего Севера будет исчисляться - за каждые 5 лет обучения в школе – 1 год трудового стажа. Для школ, расположенных в районах, приравненных к местностям Крайнего Севера - за каждые 5 лет обучения в школе – полгода трудового стажа. Для того чтобы подтвердить обучение в школе, следует запросить подтверждающую справку в общеобразовательном учреждении;
– на региональном уровне разработать программы по переселению пенсионеров, в районы с подходящими им природными условиями;
– восстановить раздел IV в Законе РФ № 4520-1, которая будет гарантировать предоставление жилой площади, всем работникам, в независимости от формы собственности организации, в которой они работают;
– в часть 4 статью 35 закона РФ №4520-1, оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 дней для обустройства на новом месте, увеличить количество дней для переезда с 7 дней до 10;
– решить и многие другие задачи, направленные на совершенствование существующего законодательства в области правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Север нашей страны переживает нелегкие времена, его судьба и перспективы развития будут зависеть только от эффективности общественного производства, постоянного и стабильного финансирования со стороны государства и что самое главное, это от продуманности, систематизации, четкости и ясности действующего законодательства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ