Тревожность в дошкольном возрасте. | Пример курсовой работы

Тревожность в дошкольном возрасте.

целью курсовой работы является исследование проявления тревожности детей на разных этапах дошкольного возраста.

Каждый человек обладает определенным уровнем тревожности. По выраженности тревожность бывает: пониженная тревожность, оптимальная тревожность, повышенная тревожность. Проблемы начинаются тогда, когда уровень тревожности становится либо больше, либо меньше некоего «оптимального» [24]. Человек с пониженным уровнем тревожности становится безответственным, безынициативным. Такой человек просто плывет по течению жизни, становится легко внушаемым, легко управляемым. Такого человека часто посещают состояния апатии, уныния и депрессии. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительной большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности [25].
Состояние тревоги может варьироваться по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается человек. Тревоге наименьшей интенсивности соответствует ощущение внутренней напряженности, выражающееся в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Оно не несет в себе признаков угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение. Наиболее интенсивное проявление тревоги – тревожно-боязливое возбуждение – выражается в потребности в двигательной разрядке, поиске помощи, что максимально дезорганизует поведение человека [3]. Таким образом, тревога до определенного момента может стимулировать деятельность, но, преодолев рубеж «зоны оптимального функционирования» индивида, начинает производить дезорганизующий эффект [20]. Дезорганизующим эффектом обладает только интенсивная тревога. Для психологов именно она представляет наибольший интерес, поскольку этот вид тревоги в субъективном опыте человека является «проблемным». Интенсивная тревога, оказывающая дезорганизующее влияние на деятельность, – это крайне неблагоприятное для человека состояние, требующее преодоления или трансформации.
Изучение тревожности и решение этой проблемы относится к числу актуальных задач современной психологии. В связи с этим немаловажное практическое значение приобретает проблема диагностики тревожности. Но прежде чем, диагностировать тревожность следует все-таки разобраться в понятиях тревоги и тревожности, а также их влиянии на развитие личности и деятельность человека. Своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать трудностей, которые возникают при ее влиянии на жизнь человека.
Формирование полноценной активной личности должно прежде всего основываться на воспитании у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей самоценности, уважения к себе, веры в собственные силы. Однако, на пути этом иногда возникает страх, тревога. Обеспокоенность, тревога, страх – это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восторг, гнев, удивление.
Дошкольное детство – это определенный этап в развитии личности, время вхождения малыша в культуру, время активной социализации, а также развития его общения со сверстниками и взрослыми.
К тревожности склонны как девочки, так и мальчики. Считается, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, до 9-11 лет соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах.
По результатам исследования выявлено, что у детей 3-6 лет разные уровни тревожности от высокого к низкому.
Эмпирически установлено, что в каждой группе в среднем есть 5-7 детей, у которых уровень тревожности высок.
Детей с низким уровнем тревожности очень мало – в среднем от 1-3 детей. И, хотя, большинство дошкольников имеют средний уровень тревожности, следует обратить внимание на приближение показателей за пределами этого уровня до пределов показателей высокого уровня тревожности.
Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Работа с тревожными детьми должна происходить в трех направлениях: 1) повышение самооценки; 2) обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях; 3) научить снимать мышечное напряжение.
целью курсовой работы является исследование проявления тревожности детей на разных этапах дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!