Третий Рим» на развитие русской государственности и начала её понимания как имперской доктрины | Пример курсовой работы

Третий Рим» на развитие русской государственности и начала её понимания как имперской доктрины

Целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва – Третий Рим» на развитие русской государственности и начала её понимания как имперской доктрины.

На Руси, идея особого положения русского народа в мире как народа, удостоенного православной веры, развивается уже в первый же век по принятии христианства. В Повести временных лет описано посещение Руси апостолом Андреем, где тот предсказывает большое будущее христианству в России: «На сих горах воссияет благодать Божия, имать град великий и церкви многи Бог воздвигну имать». Описывая нашествие половцев в 1093 г. летопись объясняет все несчастья Руси тем, что русские, будучи избраны богом и будучи им особо любимы, тем не менее часто грешат, и поэтому бог их особо строго наказывает.
Формирование идеи римско-константинопольского преемства Руси (вторая половина XV в.). Исторические события, последовавшие в 1439 г. (заключение Флорентийской унии), 1453 г. (падение Византийской империи), 1473 г. (брак Ивана III с последней византийской принцессой Софией Палеолог), 1480 г. (свержение ордынского ига) и 1492 г. (исполнение семи тысяч лет от сотворения мира, обусловившее по аналогии с семью днями творения ожидание конца истории), традиционно рассматриваются в качестве «предшествующих звеньев» концепции «Третьего Рима».
Московский центр, завязь будущей царской власти, стал круто притягивать к себе и центр церковной власти, и все просвещенные и идеологические силы своего времени. Лишь теперь тип православного царства, преемственного продолжения Византии, стал вырисовываться сознанию и великих князей, и церковных писателей как некая наступающая и исторически зримая реальность. Учение о том, что бог укрепил Русь как раз после падения Византии и сделал ее единственным и последним защитником православия, способствовало росту престижа московского князя Ивана III. Мировая миссия православного царства означала и священное значение московской государственности.
Соперничавшее с Москвой Тверское княжество также сыграло свою роль в формировании концепции единого царства. Уже в XIV в. монах Акиндин называл князя Михаила Тверского царем своей земли, а в XV в. другой монах, Фома, называл царем князя Бориса Александровича и сравнивал его с императором Константином.
Согласно историографии, теория «Москвы – Третьего Рима» была создана в первой четверти XVI в. игуменом Трехсвятительского псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Он известен как автор трёх посланий к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину, к некоему вельможе и к царю Василию Ивановичу III и Ивану Грозному. В своих сочинениях он впервые развивает теорию о Москве как третьем Риме, хранительнице православия.
Вместе с тем, идеи о святости и избранности Руси встречаются c XV века, а может быть, и раньше и независимо от литературы, и эпос об Илье Муромце, и об Егории Храбром украсился «святою Русью», «землей Святорусской», или «Светлорусской». А для народной исторической песни XVI в. уже стереотипно: «то было во каменной Москве, на святой Руси».
На стадии зарождения (конец ХV в.) теория «Москва — третий Рим» имела религиозное содержание. Митрополит Зосима в «Изложении пасхалии», говоря о конце света и призывая соотечественников стать истинными христианами, называл Москву «новым Иерусалимом». Зосима обозначал особое назначение Руси в письме к Великому князю Ивану III в 1492г.: «Царь Константин воздвиг новый Рим – Царьград; самодержец же всея Руси Иван Васильевич положил начало новому граду Константинову – Москве». Противники митрополита Зосимы – игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Новгородский Геннадий – в свою очередь разработали теорию исключительного значения России в судьбах всего христианского мира.
Спустя несколько лет, по наблюдению И. А. Тихонюка, троицкий игумен Симон Чиж уподобил Москву уже напрямую Риму.
Схожие идеи в то же время выдвигались и священниками болгарского и сербского православия, но только в отношении собственных церквей.
В Хронографе первой четверти XVI в.содержится не только мысль о преемстве Русского государства по отношению к греко-византийскому и славянскому миру, но через опосредующее звено — «новый» Рим, Константинополь, устанавливается преемственная связь Руси и со «старым» Римом. И Константинополь, и Москва называются «новым» Римом.
Таким образом, процесс образования Российского централизованного государства, обусловленный усилением Московского княжества и свержением татаро-монгольского ига, сопровождался и постепенным формированием его идеологии, обоснованием права Москвы на собирание русских земель и претензий на главенство во всём православном, а возможно и католическом, мире.
Термин «Москва – Третий Рим» в истории русской общественной мысли стал чрезвычайно многозначным символом, используемым для обозначения различных, зачастую противоположных, идеологических концепций.
Можно выделить две основных возможности понимания смысла этой идеи. Во-первых, политическое обоснование преемственности имперской власти от Рима к новому Риму — Константинополю — и далее к Москве, что в условиях средневековой Европы давало обоснование для возведения новой европейской монархии в достоинство юридически правомочной наследницы Римской империи, и, как следствие, претензии на мировое господство, как политическое, так и религиозное.
Другая трактовка не признает политического значения. Согласно ей, имперский мотив Москвы — третьего Рима уходит своими корнями не в XVI в., а в более позднее время к царствованию Алексея Михайловича.
Концепция «Москва – Третий Рим» в позднем средневековье не может рассматриваться как проявление величия или как обоснование «московского империализма» на чуть ли не мировое господство. К сожалению, именно так это воспринималось в советское время, и воспринимается сейчас западными историками.
Доктрина «Москва – Третий Рим» имела первый период своего развития с XV по конец XVI в. Его с полным основанием можно считать своеобразным прологом начала единения всех русских земель, ускоренного формированию русского этноса, складывания национального самосознания.
Идеи данной концепции до сих пор в той или иной мере влияют на общественную, церковную и политическую жизнь России.
Целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва – Третий Рим» на развитие русской государственности и начала её понимания как имперской доктрины.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!