Типы вокальных ансамблей и признаки их классификации

Старой классической вокальной школой является академическое пение. Академические певцы сейчас поют в опере, академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, в жанре камерной вокальной музыки. Такой вокал отличается от эстрадного своей строго классической позицией и представляет собой пение без микрофона.
В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно, пели простые и спокойные мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент примитивных инструментов.
Из простой лирической акцентуации слова пение постепенно превратилось в самостоятельную область искусства, и певец оказался перед необходимостью разрешать все новые насущные проблемы при исполнении все более сложных музыкальных произведений, требовавших физической дисциплины и гибкости ума.
На заре христианства появилось своеобразное вокализированное пение, «мелос», базирующийся на вокальных вариациях, наряду с гладким речитативом. Эти вариации со временем были значительно разработаны, так что без особой подготовки певец уже не смог бы с ними справляться.
Первая европейская школа пения была открыта в Древнем Риме в 5 веке до нашей эры. Следует отличать «школьное» пение и «народное» пение. Эти два разных течения впоследствии оказали влияние друг на друга и слились воедино.
Певческие школы и капеллы заложили основы для школ пения полифонического периода. Одновременно народное пение породило школу «декоративного» стиля: вокальные завитушки и ухищрения, блестящее вокализирование. Это наводит на мысли о чудесном и порождает легенды о певце-герое. Среди первых школ следует особенно отметить основанную тосканцем Сан Филиппо Нери в римской церкви Кьеза Нова школу, названную Ораторио, в создании которой принимал участие Палестрина — первый сочинитель хоральной музыки.
В эпоху Возрождения возникли новые, более сложные жанры вокальной и вокально-инструментальной музыки, что привело к бурному росту и дальнейшему развитию певческого искусства.
В начале XVII века сложилась итальянская школа сольного пения, выделяясь совершенной техникой бельканто (красивого пения) и блестящими голосами. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, она оказала серьезное влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ.
Особенность французской школы пения – стиль напевного разговора. Придворный маэстро Людовика XI Люлли первым ввел в кордебалет женщин. Они не могли выступать в качестве сопрано, поэтому вместо них выступали переодетые юноши.
Немецкая школа стремилась соединить неудержимость и неестественную виртуозность итальянского бельканто и чрезмерную экспрессию французской школы.
Вердиевские голоса и вердиевская школа отличаются декламационного стиля большим разнообразием, потому что исполнение вердиевской музыки требует владения всей вокальной гаммой и способности выражать любые оттенки в лирическом, героическом и драматическом плане. Это различие между двумя школами имеет существенный характер, и знание его необходимо учитывать при отборе и определении голосов.
В конце XIX и начале XX века возникла французская импрессионистская школа во главе с Дебюсси. По канонам этой школы пропетое слово должно незаметно переходить в шепот, в декламацию благодаря некой атмосфере сна или галлюцинации. Густая оркестровка и тенденция заставить певцов состязаться с оркестром должны были побудить новые школы пения заняться развитием объема звука, а не обогащением его тембра.
До начала XVIII века в России вокальное искусство существовало в форме народного и церковного пения. Огромную роль в становлении вокального искусства сыграла народная песня.
Объемный, открытый, свободно льющийся звук этнической музыки возможен лишь в том случае, если певец интуитивно чувствует или осмысленно контролирует опору дыхания и систему резонаторов, создающую специфическую вибрационную чувствительность груди, небной и носо-лицевой областей. Чрезвычайно важной вокальной установкой является также отсутствие каких-либо ощущений в зоне гортани, так как это вызывает форсирование звука и многократно увеличивает усталость голосового аппарата.
Огромную роль играет также певческое дыхание. Здесь происходит использование грудобрюшного дыхания с преобладанием брюшного, активную работу диафрагмы, напряжение мышц брюшного пресса в момент «вдыхательной» позиции.
Понятие эстрадного вокала как самостоятельного жанра появилось
недавно. От академического вокала и народного вокала его отличают:
— нет жестких технических рамок, правил постановок голоса;
— исполнитель сам должен найти свою индивидуальную манеру;
— эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную;
— манера пения в большинстве случаев основана на разговорной речи, без выпевания всех слов.
— Рок вокал. Отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Предполагает более смысловую нагрузку, чем вокальную.
— Джазовый вокал. Его главная особенность — импровизация. Исполнитель должен обладать отличным голосом, идеальным чувством ритма.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ