Типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста | Пример курсовой работы

Типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста

Цель исследования: проанализировать типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста.

По мнению Карабановой О.А. детско-родительские отношения составляют важную схему отношений семьи, представая целостной системой, и представляют собой длительный, сложный процесс, влияющий на онтогенетическое развитие детей [25]. Данные отношения характеризуют психическое развитие ребенка, и выражаются в таких признаках, как:
характер эмоциональной связи: родители принимают ребенка, проявляют свою любовь к нему, а ребенок в свою очередь проявляет эмоциональную привязанность. Все отношения значимы для обеих сторон, межличностные отношения носят положительный характер.
высокие мотивы по поводу воспитания и осознанного родительства;
степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
удовлетворяются желания и потребности ребенка, внимательное отношение со стороны родителей;
особенность общения родителя и ребенка, преобладание лидерских качеств у родителя;
находят различные способы выхода из сложных, противоречивых ситуаций, в которых ребенок должен сохранять свою независимость;
социальный контроль, предъявляемые требования, список запретных стратегий поведения, а также контролируемость родителями, анализ динамики изменений в ребенке;
степень устойчивости и последовательности семейного воздействия на ребенка.
Обобщенные показатели детско-родительских отношений:
воспитательная позиция зависит от эмоционального отношения родителей к ребенку, мотивации к благополучному психическому развитию и в понимании ребенка;
тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях проявляется в системе отношений, которые ориентируются на достижение результатов, согласованность в действиях, сотрудническую позицию, грамотный подход к развитию детей.
При этом автор особенно подчеркивает, что именно эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с родителями, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми выступает эталоном в отношениях. Формирование ценностей ребенка, развитие самостоятельности в деятельности позволяют родителям самостоятельно и независимо воспитывать своего ребенка, не следовать за шаблонами, которые транслирует окружение.
З. Фрейд определял различные защитные реакции ребенка в процессе общения, как механизм, действующий в ситуации конфликта, и направленный на снижение чувства тревоги, связанной с конфликтом. Опыт, который получает ребенок в процессе воспитания, неотъемлемо влияет на коммуникативность ребенка, на получение умения общаться с окружающими.
А. Фрейд считала, что травмирующие ситуации в семье негативно сказываются на психическом развитии ребенка.
То, как родитель ведет себя с ребенком, сказывается на его эмоциональном благополучии.
По мнению А. Адлера, у каждого ребенка к 4-5 годам формируется некая линия поведения, в котором отражена психологическая защита и отношение ребенка к окружающим и к своему будущему. Бессознательно воспринимая взаимоотношения с родителями, ребенок начинает вести себя так с другими людьми.
А. Маслоу и К. Роджерс отмечал, что возникающие противоречия в системе образа личности ребенка вызывают защитную реакцию. Бессознательно дошкольник начинает выстраивать систему общения на уровне психологических защит.
Такое поведение закрепляется, и защитные механизмы не позволяют в дальнейшем ребенку реалистично воспринимать межличностные отношения и адекватно на них реагировать. Снижается самооценка и уверенность в себе.
Захаров А.И., рассматривая проявления детских неврозов, установил, что особенности воспитания родителями детей способствуют нарушению эмоционально – личностного развития ребенка [33]. По мнению Захарова А.И., классическая триада – тревожность, аффективность (эмоционально бурные проявления родителем своего недовольства ребенком) и гиперсоциальность способствует развитию невротических тенденций в поведении у ребенка (таблица 3).
Таблица 3.
Факторы развития нарушения в эмоциональном плане детей
(по А.И. Захарову)
Воспитательная
черта Поведение родителя
Непонимание родителем личностного своеобразия ребенка Родитель не соотносит возможности ребенка со своими требованиями.

Проанализировав различные теории по проблеме семейного воспитания, мы остановились на концепции Е.Б. Ковалевой, которая рассматривала поведение детей дошкольного возраста, зависящее от отношений родителей между собой и между ними и ребенком.
По мнению Л.И. Уманец, уже в группе детского сада проявляются нравственные и деловые качества, способствующие обеспечению успешной совместной деятельности. В исследовании отдавалось предпочтение ценностям ребенка, которые уже успели у него развиться. Поэтому малыш выступал в роли полноправного оппонента своим родителям.
Проведенное исследование установило, что воспитательное воздействие матери на ребенка является одной из наиболее важных составляющих материнского отношения, раскрывающей особенности дисциплинирующего начала в семейном воспитании, которые зависят от ряда факторов. В группах детей с адекватной самооценкой и положительном восприятии образа своей матери, наблюдаются различные типы воспитания, которые выражаются на среднем уровне.
Метод наблюдения показал, что в основном родители требовательно относятся к своим детям. В одной семьи преобладает чрезмерный контроль и эмоциональное отречение от ребенка. В такой семье ребенок пассивен, не имеет своего мнения. Тяжело идет на контакт.
В основном родители, воспитывая своих детей, стараются учитывать все аспекты развития ребенка, стараются гармонично формировать все умения своих детей.
Когда уже решили завести ребенка, либо он сам родился, важно перестать при нем выяснять отношения. Тогда ребенок будет расти в семье полной гармонии и удовлетворения его основных потребностей..
На наш взгляд, необходимо формировать культуру воспитательной позиции родителей. Проводить профилактическую, информационную работу в детских садах, для того, чтобы формировалось осознанное родительство в воспитании детей.
Цель исследования: проанализировать типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!