типы педагогического взаимодействия, их характеристику | Пример курсовой работы

типы педагогического взаимодействия, их характеристику

Цель курсовой работы – изучить типы педагогического взаимодействия, их характеристику.

Тактика занятий преподавателя со студентами первого, недеятельностного уровня основана прежде всего на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у студента СПО, вуза чувство страха, зажатости. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность… сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны».
Преподавателю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися этого уровня. К основным приемам, помогающим наладить эти отношения, относят «эмоциональные поглаживания», предполагающие:
– обращение к студенту только по имени;
– похвала и одобрение;
– сохранение ровной, поощрительной интонации во время занятий;
– при необходимости успокаивающие или ободряющие прикосновения к студенту;
– акцентировать позитивное построение фраз, без угроз: «Если вы не будете выполнять мои требования, то я…», без приказов: «Прекратить шум!» и т.д.
Учебная активность учащихся второго уровня зависит от эмоциональной привлекательности учебных взаимодействий (новизна занятия, определенная легкость в достижении результата и т.д.). Если им интересно, они с удовольствием включаются в учебную работу. Однако в ходе традиционного урока желание сотрудничать, не подкрепляемое интеллектуальными усилиями и соответствующими достижениями, заметно снижается. Поскольку эти студенты не имеют системных знаний и учебных навыков, такие включения носят у них эпизодический характер.
Учащиеся третьего, деятельностно-ведомого (So) уровня учебной интеракции, как правило, любимы преподавателями. Они с готовностью принимают те формы работы, которые предлагает им педагог, достаточно адекватно реагируют на учебную задачу, зачастую предлагают оригинальные пути решения, могут работать и самостоятельно, и в группах.
Следовательно, тактика учебного взаимодействия преподаватели с учащимися деятельностно-ведомого уровня учебного взаимодействия заключается в поддержке субъектной (максимально активной) позиции студента. А педагогическая стратегия преподавателя в работе с этими учащимися заключается в том, чтобы побуждать их к осознанию себя не только как ведомых, но и как ведущих. Студенты СПО, вузов с деятельностно-ведомым уровнем потенциально предрасположены к новым, более высоким типам и уровням педагогических взаимодействий, как это происходит с учащимися деятельностно-ведущего типа интерактивности в обучении. [7]
Взаимодействия с учащимися четвертого, деятельностно-ведущего уровня выстраиваются преимущественно между студентом и воспитателем. Во время групповых занятий эти учащиеся (осознанно или неосознанно) стремятся утвердить себя в роли лидера. Иногда такое положение приводит к тому, что лидеры как бы затушевывают деятельность и инициативу других студентов. В связи с этим повышается роль педагога в выработке правильной стратегии и тактики построения учебных взаимодействий.
С одной стороны, следует предлагать учащимся такие формы учебных взаимодействий, успешное выполнение которых зависит в большей мере от совместных усилий целой группы, а не от одного студента: работа по цепочке, зачет, при котором оценка члена группы зависит от умения лидера («преподаватели в группе») подготовить каждого участника к ответу, и т.д.
С другой стороны, педагог должен создавать условия и для реализации лидерской позиции студента, в противном случае учебное взаимодействие выльется в ситуацию противоборства. Поэтому учащимся с деятельностно-ведущим уровнем можно предлагать более сложные задания, нежели остальным студентам СПО, вузам. Успешное выполнение такого задания укрепит лидерскую позицию студента, а в случае неудачи преподаватель может обратиться за помощью к группе учащихся, показывая позитивные стороны процесса сотрудничества.
Таким образом, тактика педагогических взаимодействий в работе со студентами деятельностно-ведущего уровня в учебной интеракции заключается в создании таких условий, при которых лидерская позиция студента СПО, вуза реализуется без ущерба для других студентов. Педагогическая стратегия ориентирована на формирование в сознании и поведении учащегося навыков совместной работы с окружающими людьми.
Каждый процесс подразумевает собой переход из одного состояния в другое. Педагогическое взаимодействие играет роль двигателя в педагогическом процессе. Оно включает в себя: влияния, активного восприятия и усвоения, и собственной активности воспитанника, которая проявляется в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя, то есть самовоспитание.
Педагог и воспитанник, это наиболее два активных элемента, которые можно выделить в процессе педагогического общения или педагогической системы целиком.
Процесс взаимодействия, в который включены субъекты, например педагог и коллектив воспитанников, педагог и родители воспитанника, воспитанник и педагог, и тому подобное, называют воспитательным процессом. Важным средством в таком общении является непосредственное общение участников и их взаимодействие. Оно необходимо для более качественного выполнения поставленных задач.
Тут перечислены основные характеристики в педагогическом взаимодействии:
взаимопознание;
взаимопонимание;
взаимоотношение;
взаимные действия;
взаимовлияние.
Конечно, любая отдельно взятая характеристика из этого списка имеет своё содержание и смысл, но предельная эффективность будет достигнута лишь тогда, когда все эти характеристики будут реализованы в комплексе.
Как говорят множество психологов: совместимость – это характеристика абсолютно любого взаимодействия. Если партнёры удовлетворяют друг друга, присутствует согласованность в действиях и поддержка эмоциями, то это и есть совместимость. Также она проявляется в действиях, которые обеспечивают успешность с позиции качества, количества, скорости, а также наилучшей координации во взаимодействии контактирующих сторон.
Можем выделить такие типы взаимодействий. Они лежать в основе подходов их деления.
личность – личность: преподаватель – студент, студент – студент, преподаватель – преподаватель, коллектив – коллектив, преподаватель – родитель; класс – класс, студенческий коллектив – педагогический;
прямое и косвенное – разделение по направленности педагогического взаимодействия;
взаимодействие в различных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной – разделение по содержанию деятельности;
целенаправленное или стихийное – разделение по постановке цели:
управляемое, неуправляемое – разделение по степени управляемости;
6) отношения «на равных» или руководство – разделение по типу взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия;
7) сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт – разделение по характеру отношений субъектов педагогического взаимодействия;
8) случайное или преднамеренное – разделение по уровню подготовленности процесса педагогического взаимодействия;
9) длительное или кратковременное – разделение по временным установкам педагогического взаимодействия;
10) вербальное или невербальное – разделение по степени психологической обоснованности субъектов педагогического взаимодействия;
11) продуктивное или непродуктивное – разделение по характеру итогов и степени эффективности целеполагания.
В свою очередь каждый из указанных типов отношений субъектов педагогического взаимодействия оказывает влияние на психологическое состояние контактирующих субъектов. Эффективное, продуктивное взаимодействие имеет положительное значение и приводит к открытости и откровенности. Непродуктивное – приводит к недоверию и враждебности, а также сопровождается такими эмоциями, как страх, тревога, паника. Очевидна взаимосвязь и сопутствие всех типов друг другу, которые при определенных условиях переходят друг в друга.
В каждой конкретной педагогической ситуации задачей педагога является определить наиболее эффективный способ взаимодействия с учащимся, который определяет динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения. Педагогу при организации педагогического взаимодействия принадлежит единственно руководящая роль (в скрытой или открытой форме). При этом воспитанники не являются пассивными участниками процесса, потому что содержание и форму работы воспитателей очень часто определяет интерес и стремления воспитанников.
В условиях гуманистически ориентированного воспитания каждый педагог должен стремиться к организации воспитания на основе взаимодействия. Такими путями развития являются: организация совместной деятельности; объективность и всесторонняя информированность друг о друге участников взаимодействия; овладение способами организации совместной деятельности и общения (психологическая, теоретическая и практическая подготовка).
Цель курсовой работы – изучить типы педагогического взаимодействия, их характеристику.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!