Типология неурочных форм обучения | Пример курсовой работы

Типология неурочных форм обучения

Целью исследования является выявление особенностей использования различных неурочных форм в учебном процессе.

Семинарское занятие заключается в обсуждении учащимися по указанию и под руководством учителя сообщений, рефератов, результатов исследований, проектов по определенному разделу программы. Такие занятия выстраиваются на основе использования неигровых интерактивных методов обучения, таких как дискуссия, анализ конкретных ситуаций и явлений [14].
Лабораторные работы представлены самостоятельной работой учащихся с применением эмпирических методов, таких как наблюдение, измерение, эксперимент на значительной части урока, поэтому лабораторные занятия правильнее рассматривать как особый вид урока [8].

Выводы по главе 1.
Подытоживая можно заключить, что в процессе обучения используются различные формы обучения: классно-урочная и неурочная; общие обязательные формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная); внеурочные формы (кружковая деятельность, техническое творчество, научные общества учащихся, экскурсии и др.).
Под формой обучения следует понимать исторически сложившуюся, устойчивую и логически завершенную организацию педагогического процесса, для которой характерны: систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, определенный режим действий.
Используемые в обучении формы организации обучения должны рассматриваться в тесном взаимодействии между собой, при этом отметим, что неурочная форма пересекается с учебной и внеучебной деятельностью.
Можно выделить следующие виды неурочной формы обучения: семинары, лабораторные работы, экскурсии, мастерские и др.

Анализируя различные подходы к пониманию неурочных форм обучения, мы установили их разнообразие. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна, неполна и будет пополняться в будущем за счет разработок новых типов занятий. Однако, условно мы можем представить следующую типологию:
1) уроки – экскурсии;
2) уроки – игры (деловые, ролевые (как часть деловой)) (например, уроки – суды);
3) уроки – дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
4) бинарные уроки;
5) уроки – исследования;
6) уроки взаимообучения учащихся;
7) уроки – соревнования (викторины, конкурсы, «Умницы и умники»);
8) уроки – семинары.
В тексте ФГОС говорится об «учебной» и «внеурочной» деятельности», таким образом, может сложиться впечатление, что учебная деятельность всегда организована в форме урока, а внеурочная деятельность – это то, что относится к дополнительному образованию. Новый стандарт не запрещает организовывать обучение в новых формах, хотя и не содержит прямых указаний на необходимость их появления. Вместе с тем, очевидно, что достижение метапредметных результатов требует новых форм занятий, в частности, консультаций, занятий по разработке и защите проектов, экскурсий по предметам и пр.
Содержание образования должно быть предметом активных действий самого ученика. Создание условий для более активной позиции учащихся в процессе обучения, увеличение доли самостоятельного познания дает возможность учителю использовать более разнообразные неурочные формы организации обучения: семинары, диспуты, микроисследования, чаще применять групповые и индивидуальные формы самостоятельной работы.
Неурочные формы обучения ориентированы не на усвоение готовых знаний, а на обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний. Анализ традиционных и нетрадиционных технологий обучения показывает, что усвоение основ учебных предметов в век информатизации является одним из важнейших элементов обучения и воспитания учащихся. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Использование неурочных форм в организации образовательного процесса позволяет наиболее эффективно реализовывать требования ФГОС.
Целью исследования является выявление особенностей использования различных неурочных форм в учебном процессе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!