Типология и анализ организационных структур в организациях | Пример курсовой работы

Типология и анализ организационных структур в организациях

Целью работы является раскрыть теоретические и практические основы трансформационных процессов развития организационных структур управления под воздействием эволюции концепций управления и ее структурообразующих подсистем, определить значение организационных структур в современном мире.

Организационная структура управления – это совокупность специализированных функциональных подразделений, которые взаимосвязаны в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Чаще всего графически изображается в виде иерархической диаграммы, которая показывает состав, подчиненность и  связи структурных единиц компании.
Основными задачи, которые решает организационная структура компании являются:
управление организацией;
анализ деятельности с точки зрения функций и результатов;
планирование заполнения предприятия персоналом;
ориентация в организации;
координация.
Организационная модель – это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью.
На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:
процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;
функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;
матричная модель: «один процесс или  один проект = группа сотрудников из  разных функциональных подразделений»;
модель, ориентированная на  контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и т. п.).
Последняя модель встречается редко и применяется в случае, если рынок контрагента является ограниченным. Например, в случае если число потребителей ограничено, целесообразно применить модель, которая ориентирована на  клиента или  клиентскую группу: «одно подразделение = один клиент».
В большинстве же случаев распространение получили процессная и функциональная  модели, а также их всевозможные модификации.
Эволюция организационных структур, предусматривает не только появление новых видов структур управления, но и возврат к ранее существующим, но с другими свойствами адаптивными к специфическим условиям современного развития экономических систем. Поэтому один и тот же вид организационной структуры, в разный период времени, будет обладать различными характеристиками взаимосвязей структурообразующих подсистем соответствующих определенным стратегиям развития. Примером могут служить дивизиональные и матричные структуры управления, которые в разные временные периоды характеризуются различной степенью гибкости структурообразующих подсистем, особенностями построения вертикальных и горизонтальных взаимосвязей и решаемых задач. Структурообразующие подсистемы организационной структуры управления являются статичными элементами структуры и существенно не меняются в процессе эволюции. Динамичные составляющие, напротив, характеризуются более высокой степенью гибкости, необходимой для обеспечения процессов эффективного развития структур управления. Также стоит отметить, что не существовало ранее и сейчас не существует единственно приемлемой, универсальной структуры управления, что оставляет проблему построения эффективной модели организационной структуры открытой и актуальной.
Основные характеристики эволюции концепций управления, состав и содержание факторов, влияющих на генезис организационной структуры управления, отражают особенности темпов изменения структурных преобразований (технологических, отраслевых, информационных, ресурсных и др.), а также обуславливают постоянные изменение функций и задач управления, что, в свою очередь, приводит к эволюции концепций управления и трансформации организационных структур управления.
Рыночная экономика характеризуется сокращением лага между теорией и практикой управления, что обусловлено менее жесткой иерархией структурообразующих подсистем организации и приводит к внедрению инновационных процессов в развитие организационных структур экономических систем. В современных условиях основополагающим фактором дальнейшего развития организационных структур управления является повышение социального потенциала предприятия с использованием информационных технологий в процесс управления.
Рассмотрим процесс развития организационной структуры предприятия в процессе эволюции экономики(в данном случае отображена необходимость соответствия указанным факторам/условиям процесса).
Для обеспечения системной конкурентоспособности на этапах сырья и товара необходимо обеспечить требуемые характеристики продукции по цене, качеству и его новизне. На этом уровне развития организационной структуры предприятия главная роль для обеспечения снижения издержек выпуска продукции с требуемыми характеристиками отводится производственному процессу.
Для этого в организационной структуре промышленного предприятия создаются соответствующие основные подразделения: технологические подразделения; подразделения закупок сырья; контрольно-измерительные подразделения. Для получения дополнительных конкурентных преимуществ по новизне производимой продукции необходимо постоянно работать над обновлением выпускаемого товара. В зависимости от возможностей предприятия может быть осуществлен выпуск инновационной продукции или производство обновленного модельного ряда продукции (рестайлинг, модификация). Для обеспечения на предприятии указанного функционала необходимо создание в структуре компании следующих основных подразделений: научно-исследовательских подразделений; опытно-конструкторских бюро; дизайн-студии.
При переходе предприятия на реализацию «услуг» (этап развития хозяйственных отношений – услуга) в первую очередь необходимо обеспечить развитие сбытовых подразделений предприятия и сервисного обслуживания выпускаемой им продукции. В результате в структуре предприятия создаются сервисные центры и подразделения по адаптации производимой продукции под запросы потребителя.
Следующий уровень «впечатление» (этап развития хозяйственных отношений – впечатление) предполагает от промышленного предприятия в первую очередь развитие маркетинговой составляющей. Выбор данного направления развития обусловлен необходимостью рекламирования производимой предприятием продукции, оказания услуг по товарам, а также позиционирования предприятия на рынке и среди его потребителей, например, как социально-ответственной организации. Реализация данных функций требует создания в структуре предприятия (или в дочерних структурах) рекламных и PR-подразделений, а также структур по поддержанию социальных проектов (спортивных, образовательных, здравоохранение, охраны окружающей среды).
Для обеспечения системной конкурентоспособности предприятия необходимо обеспечить конкурентоспособность на всех уровнях эволюционного развития для чего должны быть созданы и полноценно функционировать соответствующие подразделения организации, то есть на каждом этапе должна быть создана оптимальная организационная структура, которая будет развиваться и изменяться в соответствии с эволюционным развитием экономики.

В ходе написания работы мною были раскрыты поставленные задачи, а именно: было выяснено и изучены понятия «организационная структура» компании, ее характеристика, какие именно задачи решает организационная структура, проведен сравнительный анализ зарубежной и отечественной теории и практики эволюции концепций построения организационных структур управления; раскрыто влияние рыночной и административно-командной экономической системы на генезис развития организационных систем управления; выявлено особенности формирования и функционирования организационных структур управления в зависимости от структурных сдвигов внутри экономических систем; разработана классификация организационных структур управления во взаимосвязи с эволюцией развития концепций управления.
В процессе написания работы была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования, рассмотрено практическое применение бизнес-процессов на примерах, построение организационной структуры.
В ходе проведенной работы, было обнаружено, что огромное разнообразие организационно-технических условий ведения бизнеса, возможностей получения и сбора информации, мастерство, умение разработчиков способствовали появлению различных методов осуществления работ по совершенствованию организационных структур компаний. Организационная структура, несмотря на то, что представляет собой статичную, неподвижную часть системы управления, вследствие динамичности самой системы управления также должна меняться, развиваться и адаптироваться. Этот процесс не должен проходить стихийно, его следует осуществлять целеустремленно.
Целью работы является раскрыть теоретические и практические основы трансформационных процессов развития организационных структур управления под воздействием эволюции концепций управления и ее структурообразующих подсистем, определить значение организационных структур в современном мире.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!