Типологические черты одноактных пьес Е. В. Гришковца | Пример курсовой работы

Типологические черты одноактных пьес Е. В. Гришковца

Целью нашей работы является определение феномена Е.

Одноактная пьеса – это произведение в одном действии (продолжительностью от получаса до часа), которое характеризуется небольшим количеством персонажей, известной простотой сценографического решения и ускоренной развязкой. Лаконизм, чёткость, динамизм действия, разумная экономия изобразительно-выразительных средств при обязательном сохранении идейно-художественной ёмкости и всех особенностей, свойственных большой пьесе, представляют собой основные черты малой формы.
Одноактная драматургия – активно и многогранно развивающаяся форма сценического искусства. Современная одноактная драматургия значительно обогатилась новыми художественными приемами, в частности – сюжетно-композиционным воплощением больших пространственно-временных параметров. К примеру, в пьесе А.Володина «Идеалистка» за двадцать минут освещаются десятилетия жизни. «Аттракционы» А.Володина не менее оригинально «нарушают» законы единства места, времени и действия, сохраняя при этом сюжетно-композиционную целостность.
В произведениях малой драматической формы, при всем разнообразии идейно-эстетических исканий, ощутимо дают о себе знать социально-публицистическая и философско-психологическая «линии». И это закономерно – в русле двух названных направлений перед одноактной драмой (как, впрочем, и перед большими формами драматического искусства) открываются широкие перспективы в художественном воплощении современных героев и конфликтов через специфические пространственно-временные аспекты, через оригинальную систему выразительных средств.
Заканчивая исследование типологических черт одноактных пьес Е.В.Гришковца, следует отметить несколько важных моментов, которые помогли в достижении поставленной цели.
Особенностью драматургии конца XX – начала XXI вв. явилось повышенное внимание к проблеме нравственных отношений в современном обществе, когда с 1980 –х годов усилился анализ поведения простого, «маленького» человека в ситуации повседневности. В это же время развитие современной отечественной драматургии было ознаменовано активными эстетическими поисками, соединением традиционных и авангардных форм.
Особое место в развитии драматургии конца XX – начала XXI вв. принадлежит Е. В.Гришковцу – драматургу, актеру и режиссеру в одном лице. Гришковец приобрел чрезвычайную популярность благодаря своим оригинальным монодрамам – одноактным пьесам, в которых только одно действующее лицо, и лишь в некоторых одноактных драмах их больше двух.
Рассмотрев вопрос о драме как литературном роде, сделаем обобщение, что родовая сущность произведения зависит от типа авторского сознания и способа его проявления в речевой структуре произведения; особенность драмы как литературного рода определяется тем, что она принадлежит одновременно театру и литературе; текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность, поэтому большое значение имеют авторские ремарки, характеризующие мимику, жестикуляцию, сферу поступков и передвижений героев, а также соответствие возможностям сценического времени, пространства и театральной техники в построении мизансцен; драматические конфликты развертываются в действии – в поведении героев, в их поступках и свершениях и обусловливают наличие сюжета.
К формальным свойствам драмы следует отнести сплошную цепь высказываний, которые выступают в функции действий персонажей, и сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени; универсальную основу композиции драмы: сценические эпизоды (мизансцены), явления и акты (действия), в пределах которых изображаемое (художественное) время адекватно реальному времени восприятия. 
История вопроса о жанрах в литературоведческой науке достаточно велика. Говоря о содержательно-жанровом своеобразии драмы, трагедии и комедии, следует помнить, что конфликт в драме – это столкновение положительного героя с чуждыми ему общественными силами, а конфликт в трагедии – непримиримое противостояние героя и мира в целом. Это значит, что если для драмы определяющим началом является социальный конфликт, то для трагедии – конфликт в душе.
Одноактная пьеса – пьеса, все события которой укладываются в одно действие, она отличаются простотой экспозиции и конфликта, могут различаться по художественным стилям, творческим поискам авторов и степени заостренности раскрываемых проблем.
Особенность одноактной драматурги – выявление особенностей эволюции характеров в ситуациях анекдотических, романтических, драматических, но всегда сценически оригинальных. В них дается анализ причин поступков персонажей в различных жизненных обстоятельствах, выявляются черты как типического, так и неповторимого.
Одноактная драматургия – активно и многогранно развивающаяся форма сценического искусства, в настоящее время она обогатилась новыми художественными приемами, в частности – сюжетно-композиционным воплощением больших пространственно-временных параметров. В произведениях малой драматической формы, при всем разнообразии идейно-эстетических исканий, ощутимо дают о себе знать социально-публицистическая и философско-психологическая «линии».
Ярким драматургом рубежа XX – XXI вв. называют Е. Гришковца, автора известных пьес, обратившегося к монодраме и наполнившего ее качественно новым звучанием. Обращение Е.Гришковца к жанру монодрамы продиктовано пристрастием драматурга к обращению к субстанциональным проблемам: поиски себя во Вселенной, проблема контакта человека с миром, обреченность на одиночество. Действие в пьесах Е.Гришковца оказывается отодвинутым на задний план и играет второстепенную роль – главным являются высказывания героев в форме монолога или диалога. В драмах Гришковца условными воспринимается время и сценическое пространство. Разговорный текст монодрам оказался удобочитаем, доступен и художественно ценен. Способ, которым автор доносит свои мысли, – это истории, небольшие сюжеты, которые постепенно вплетаются в канву текста.
Парадоксальность творчества Е.Гришковца заключается в том, что формально автор идет по пути эпической драмы, Особая роль в драмах Е.Гришковца принадлежит рассказчику, задачей которого является поиск точных слов для передачи авторского замысла.
Активная позиция автора в драматургическом произведении сделала его творчество феноменальным не только для российского, но и мирового литературного процесса. Театр Гришковца поражает характером жизненного материала и способом его претворения в сценическое действие. В них отмечается самодостаточность поколения, претендующего на «право быть самим собой и быть неинтересным другим».
В театре Е.Гришковца преобладает форма внутреннего монолога. Его персонажи не вступают в открытый поединок, а диалог является беседой с самим собой. У Гришковца в монопьесах видим обилие ремарок и почти отсутствие сценографии. В монодраматической структуре его пьес активно присутствуют лирическое и эпическое начала, но в них отсутствует традиционное деление драматургического текста на действия, явления и акты.
Целью нашей работы является определение феномена Е.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!