Теория «внутреннего строения рынка» В.С. Войтинского

Цели и задачи

Целью работы является изучение различных аспектов рынка монополистической конкуренции с точки зрения теории «внутреннего строения рынка» В.

Введение и актуальность


Монополистическая структура характеризует существование на рынке десятков фирм, между которыми не может быть тайного сговора. Каждая фирма сама проводит свою ценовую политику (устанавливает цены на свою продукцию). Поскольку на рынке много участников, практически невозможно предсказать действия одного из них [1, с.118].
Ключевое различие между монополистической конкуренцией заключается в том, что фирмы производят аналогичный, но другой продукт (то есть не в идеальной конкуренции, когда все производители предлагают один и тот же продукт потребителю). Монополистическая конкуренция возникает там, где необходима дифференциация продуктов, когда необходимо учитывать вкусы потребителя при продаже продукции.
1.3 В.С.Войтинский как родоначальник идеи пространственной дифференциации

Модель пространственной дифференциации на рынке благ была описана В.С.Войтинским в его произведении «Рынок и цены: Теория потребления, рынка и рыночных цен». Непосредственное описание модели происходит в главах с шестой по восьмую.
С точки зрения Войтинского, рынок не представляет собой сплошную массу, а состоит из множества обособленных лавок. Именно лавка, в его модели, является связующим звеном между рынком как сферой общественной жизни и потребителем. «Каждый товар, доставленный на рынок, доставляется в ту или иную лавку. Каждый товар, продаваемый или покупаемый на известном рынке, должен быть продан и куплен в той или другой из числа разбросанных на рынке лавок» [3, с.79].
По территории Войтинского, по рыночному пространству разбросано множество лавок, а оставшееся между ними площадь «заселена» потребителями, каждый из которых покупает товары в той или иной лавке, то есть «примыкает к кругу покупателей того или иного продавца», становится его клиентом. Эта группировка потребителей по «лавкам» различна для разных товаров и для каждого из них изменчива со временем. Но, в каждый данный момент времени и для каждого данного товара существует лишь одна определенная группировка потребителей по магазинам.
Торговец и товар, в модели Войтинского, являются постоянным ядром лавки, вокруг которого вращаются круги покупателей (клиентура), являющиеся новыми менее устойчивыми образованиями. Лавку и ее клиентуру Войтинский называет клеточкой рынка. Из множества таких клеток и состоит все пространство рынка. При этом каждому товару соответствует своя система клеточек рынка, которых может быть столько, сколько всего товаров на рынке. Таким образом, в модели Войтинского рынок имеет клеточное строение.
Границы клеток рынка непостоянны. Покупатель, если его поставщик чем-либо не угодит ему или если он узнает о более выгодных условиях покупки товара в другой лавке, свободно покидает свою клеточку рынка и перемещается в другую. Также, границы клеточек рынка являются зонами покупательского безразличия, так что при постоянстве условий рынка переходы потребителей из одной клеточки в другую носят хаотичный характер, размеры клетки при этом постоянны, хотя состав потребителей изменяется.
Войтинский выделяет следующие условия, определяющие движение покупателей между клеточками рынка:
различия в ценах, установленных в разных лавках;
различия в полезности предлагаемых товаров;
труд и комфорт покупки в разных магазинах;
неэкономические факторы (политические, религиозные, этические и иные убеждения потребителей).
Наибольшее значение Войтинский придает различиям в полезности товаров даже в тех случаях, когда предлагаемые разными лавками товары практически идентичны. Для существования таких различий достаточно, чтобы потребитель был убежден в том, что они различны. Среди причин, по которым потребитель будет считать товары различными, Войтинский выделял:
репутацию фирмы;
рекламу;
труду и комфорт покупки.
Так как «труд покупки» сводится в этой модели к «труду путешествия», то есть преодолению пути до магазина и обратно, на первое место среди мотивов, определяющих выбор потребителем той или иной лавки, он ставит расстояние от дома до магазина. Более удаленная от потребителя лавка, чтобы привлечь к себе этого покупателя, должна предоставить ему значительные преимущества сравнительно с ближайшим к нему магазином. Наконец, «комфорт покупки» зависит от атмосферы, царящей в магазине, быстроты обслуживания, сопутствующих продаже товара услуг.
Максимизация прибыли магазина, понизившего цену, имеет интенсивный и экстенсивный характер. Интенсивный - обусловлен увеличением покупок со стороны находящихся в клеточке покупателей, экстенсивный - притоком в клеточку новых покупателей.
Вывод Войтинского о том, что весть о понижении цены в известном магазине не разносится по рынку с мгновенной быстротой, которая мерещится экономистам, в мире собственных грез, наиболее важен в его модели, и фактически отрицает наличие совершенной информированности субъектов рынка. 
Войтинский считал, что эта «весть» распространяется медленно и постепенно. Снижение или повышение цены в каком-либо магазине находит отклик среди других продавцов не молниеносно, а напротив, медленно, постепенно затухая. При такой скорости передачи ценовой информации и том значении, которое Войтинский придавал расстоянию от дома потребителя до лавки, можно предположить, что переход потребителей ограничивался пересечением единственной границы.
Новизна идей Войтинского заключается в критике основных положений теории совершенной конкуренции, а в частности ее основного положения об однородности цен и совершенной информированности.
Так в своем произведении «Рынок и цены: Теория потребления, рынка и рыночных цен» [3, с.124].он пишет: «Полная осведомленность, которой экономисты наделяют купцов и покупателей современного рынка не является не только их единственным свойством на реальном рынке, но даже в виде тенденции не наблюдается на современном рынке. Эта осведомленность для большого капиталистического рынка во много раз ниже, чем для крошечного рынка раннекапиталистического или ремесленного периода…Единая цена, которой требуют политико-экономисты нигде в действительности не наблюдается, не проявляется в виде тенденции на современных рынках».
В свою очередь, Войтинский делает предположение, свойственное положению дел в реальности, что потребители готовы платить несколько больше за продукт или за услуги конкретного магазина, которым они отдают предпочтение.

Заключение и вывод

Будучи промежуточным типом таких рыночных структур, как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция поглотила черты обоих из них. Эти особенности отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, как независимая структура, монополистическая конкуренция приобрела свои собственные свойства, например, используя неценовые методы конкуренции как основные.
Рассмотрев вопрос пространственной дифференциации в экономике России, можно сделать заключение.
Таким образом, сохраняется значительный уровень различий в экономическом развитии регионов Российской Федерации, усиливается дифференциация, а разница между богатейшим и беднейшим регионами уменьшается. Тем не менее, дисбаланс в пространстве Российской Федерации, несмотря на трудности в его смягчении, можно преодолеть за счет повышения эффективности управления. Для этого существует целый ряд механизмов и инструментов, известный в мировой и отечественной практике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ