Теория соц. работы | Пример курсовой работы

Теория соц. работы

Целью данной работы является изучение методов работы с детьми с ограниченными возможностями.

Дети, чье развитие существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание второй группы может быть затруднено так же, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи. Характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Несомненно, не только малый вес при рождении или нездоровая обстановка в семье могут вызвать отставание развития ребенка, но дети из второй группы с большей вероятностью будут демонстрировать те или иные отклонения. Вот почему столь важно проводить регулярное обследование ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.
Во многих развитых странах, а в России – пока только в некоторых регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге, – разнообразные услуги для детей, имеющих нарушения развития, объединены в программах ранней интервенции. Основная цель ранней интервенции связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического роста ребенка, имеющего нарушения развития, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения. Другая цель ранней интервенции отражает ее превентивную направленность в аспекте предупреждения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты возникают либо после неудачной попытки справиться с прогрессирующими первичными дефектами в медицинской, терапевтической или обучающей интервенциях, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Искажение семейных взаимоотношений может быть вызвано несоответствием аттитюдов и экспектаций родителей или других членов семьи относительно ребенка. Помогая семьям достичь понимания и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие членов семей к особенностям их ребенка, ранняя интервенция нацелена на предотвращение дополнительных воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.
Третья цель ранней интервеции состоит в том, чтобы абилитировать (усилить) семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворять потребности ребенка максимально эффективно. В последние годы ранняя интервенция в ряде стран мира становится все заметнее сфокусированной на работе с семьей, что требует от профессионала отношения к родителям как к партнерам, обнаружения того, что сами родители хотят для себя и своих детей, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.
В раннюю интервенцию включен набор услуг, объединенных в ее систему, значителен. Помимо тех, что направлены на помощь самим детям, есть целый ряд услуг для родителей, для семьи в целом и для более широкого окружения. Эти формы работы воплощают системную модель социального обслуживания инвалидов.
В заключении всей работы хотелось бы отметить, что с середины 1970-х годов получают все большее распространение новые подходы в отношении детей с ограниченными возможностями, в том числе и тех детей, которых принято выражать понятием «интеграция». Основная суть данных подходов состоит в том, чтобы дети-инвалиды не чувствовали себя изолированными от общества, участвовали во всех формах и видах социальной жизни, также, как и все остальные.
Реально воплотить идеи интеграции является проблемой комплексной и достаточно сложной даже для тех стран, которые развиты, как экономически, так и социально. Основная сложность состоит не в том, что для этого нужны огромные средства, а в том, что необходимо изменить сознание как людей с ограниченными возможностями, так и других членов общества. В первую очередь это касается тех, кто оказывается в их ближайшем окружении, и прежде всего семьи.
В нашей стране тоже наметились определенные тенденции к изменению данной ситуации. Они проявляются в создании, главным образом в крупных городах, специализированных реабилитационных центров по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьями.
Значимость ее обусловлена тем, что помощь семье, пережившей стресс рождения ребенка с врожденными аномалиями, должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам.
Процесс работы с детьми с ограниченными возможностями требует от социального работника многих навыков и умений. Их можно разделить на три основные группы:
1) аналитические навыки;
2) навыки взаимодействия;
3) организационные навыки.
Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями предполагает уравновешенное, нейтральное, душевное состояние. Если социальный работник превращается в часть проблемы клиента, он утрачивает возможности достижения успеха в решении и облегчении проблемной ситуации в работе с детьми с ограниченными возможностями. Взаимодействие требует этики и взаимного доверия. Понимание этических принципов деятельности составляет наряду с теоретическими знаниями научную основу и область профессиональной компетентности социального работника.
Социальный работник иногда не в состоянии справиться с задачей в одиночку, следовательно, в своей профессиональной деятельности он нуждается в помощи других специалистов. Взаимодействие с разными формами поддержки является главным в работе специалиста социальной работы, которая ставит своей целью облегчать ситуацию в работе с детьми-инвалидами, организовывать ресурсы, воздействовать на способность организаций к реагированию на проблемы детей с ограниченными возможностями и строить взаимодействие с ним и его семьей.
Выводы:
1) Продолжительность и многоэтапность реабилитации детей с ограниченными возможностями позволяют использовать «хронологическую стратегию» в наблюдении отдельных семей и изучить динамику их социальных статусов, а также влияния на этот процесс специалиста социальной работы. Посредническая помощь социального работника, вместе с образовательной помощью и психологической поддержкой, позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., т. е. в какой-то мере улучшить материальное положение семьи.
2) Установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и потому семьи не всегда пользуются этим правом, теряя дополнительный источник помощи. Социальный педагог, раскрывая положительные стороны статуса инвалида, нейтрализует предубеждения и негативные установки родителей, препятствующие получению необходимых льгот и материальных средств.
3) Индивидуальная программа реабилитации может предусматривать оказание инвалиду услуг, связанных с его обучением и воспитанием, которые либо вообще не предоставляются учебными заведениями общего типа, либо предоставляются не на тех условиях, которые необходимы инвалиду. С помощью включенных в индивидуальную программу реабилитации реабилитационных услуг и средств реабилитации можно создать условия для обучения инвалида в учебном заведении для здоровых людей. Индивидуальная программа реабилитации может предусматривать предоставление технических средств помощи для обеспечения мероприятий по обучению и профессиональной тренировке инвалида.
4) Все перечисленные модели социальной работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями, заимствованные в основном из зарубежного опыта, находят все более широкое применение в практике деятельности реабилитационных учреждений разного типа, активно адаптируются к условиям отечественной социальной сферы.
Целью данной работы является изучение методов работы с детьми с ограниченными возможностями.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!