Теория и практика экономического роста страны | Пример курсовой работы

Теория и практика экономического роста страны

Цель исследования – раскрыть особенности экономического роста и его особенностей в России.

Далее рассмотрим область так называемой «Эффективности», в которой Россия существенно отстала от мировых конкурентов. Если рассматривать энергетическую эффективность, то мы потребляем гораздо больше энергии на 1$ ВВП, чем Япония. Говоря об логистической эффективности (перевозка грузов, его хранение и т.п.), также существует превышение, что приводит к снижению уровня конкурентоспособности отечественных товаров, а это является существенным барьером по увеличению производства и расширению рынков сбыта.
Следующий барьер для развития отечественной экономики это нехватка трудовых ресурсов. Происходит сокращение трудовых ресурсов по естественным демографическим причинам на 0,5 % в год. Большая часть трудовых ресурсов задействована в сферах с крайне низким уровнем добавленной стоимости (органы полиции, гос. служба и т.д.). На сегодняшний момент ощущается острая нехватка инженерных кадров, квалифицированных рабочих. В правительстве нехватку трудовых ресурсов объясняют демографическими трендами (демографическая яма 90-х). Тревожное положение на рынке труда подтверждают и ряд независимых экспертов, которое можно назвать: «острый дефицит кадров при низкой безработице». Но внимание специалистов привлекает не только сложившаяся ситуация, но и неспособность российской системы образования удовлетворить реальные потребности экономики. Здесь существует проблема несоответствия профессиональной структуры выпуска средних специальных и высших учебных заведений потребностям экономики. При этом не исключены и радикальные меры – закрытие части вузов, которые не нужны стране, для развития профобразования.
Также следует отметить полузаконное использование труда мигрантов, среди которых большая часть нелегальных. На сегодняшний момент количество трудовых мигрантов резко сократилось, в результате чего дефицит рабочей силы ощутила коммунальная служба, строительная отрасль и т.п. Данная тенденция связана не только с ослаблением рубля, но и с принятием новых правил пребывания трудовых мигрантов в России.
Следующим барьером развития отечественной экономики является непоследовательная политика в области приватизации и национализации. Анализируя период приватизации 1990-х годов, следует вывод, что Россия не достигла повышения эффективности общественного производства, с более полным удовлетворением потребностей всего населения, а не только руководящего меньшинства. Следует отметить, что наблюдалось снижение эффективности производства во многих отраслях экономики. Практически все приватизированные предприятия находились на грани банкротства. Российские реформаторы не учли одной особенности, что любая форма собственности сама по себе нейтральна по отношению к эффективности производства. Высокую эффективность может гарантировать не сама по себе форма собственности, а форма хозяйствования. России необходимо разработать свой эффективный механизм хозяйствования, с учетом опыта разных стран и своей «экономической индивидуальности» (ориентироваться не только экономические факторы, но и учитывать географическую, национальную особенность, менталитет и т.п.). Применительно к российской экономике в структуру государственного сектора в обязательном порядке должны быть присоединение Крыма и события на Украине, были применены персональные санкции против физических лиц, а также организаций, также были введены санкции против отдельных секторов экономики и санкции в отношении Крыма, за якобы «кибершпионаж» против США. Под действие данных санкций попали отдельные физические лица (хакеры «Федюня», «Монстр»). Их имущество на территории США было заблокировано. Также были высланы из США некоторые российские дипломаты. Санкции со стороны России не сразу возымели ответный характер. Лишь летом 2017 года, в результате ужесточения мер со стороны США, у американского посольства была отобрана дача в Серебряном бору и было выдвинуто предписание о сокращении персонала на территории России.
В течение многих лет ключевой проблемой, как в экономической теории, так и в экономической политики любой страны является проблема экономического роста. Категория экономического роста – важной характеристикой общественного производства. Сегодня под экономическим ростом понимают количественное и качественное усовершенствование производства и увеличение национального продукта, которое будет способствовать решению проблем ограниченности ресурсов и повышению уровня жизни населения. При анализе экономического роста объектом исследования являются как его типы и факторы, так и изменение отраслевой и воспроизводительной структуры экономики, институционные изменения, государственная политика.
Экономический рост на макроуровне позволяет увеличивать основные ресурсы, потребление, а также дополнительные вложения в дальнейшее производственное развитие.
Таким образом, по итогам работы можно сделать следующие выводы.
Конкуренция появилась как столкновение интересов товаропроизводителей за достижение одной и той же цели – получение доходов. Подобное столкновение неизбежно, поскольку порождено объективными условиями реальной экономической деятельности. К ним относят наличие большого количества мелких товаропроизводителей, ограниченность производственных ресурсов и платежеспособного спроса.
В России процессы формирования широкой сети действенных механизмов саморегуляции требует еще значительного времени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направлений регулирования экономики государством. Основной концепцией государственного регулирования экономики России должна стать структурная политика. Ее основу составляют избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение уровня жизни населения.
На современном этапе, учитывая динамику развития промышленности, особенности внутренней и внешней политики Российской Федерации возникает необходимость разработки единого целевого программного документа, содержащего целостные системные поручения, направленные на активное содействие развитию конкуренции, в форме Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2017-2019 годы, утверждаемого указом Президента Российской Федерации.
Национальный план призван закрепить основные направления развития конкуренции, базовые ценности, цели и принципы государственной политики в ее реализации и в этом контексте он ориентирует и организует деятельность федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, саморегулируемых организаций, общественных организаций, профессиональных союзов, советов потребителей.
Министерства должны вырабатывать государственную промышленную политику в определенных областях. Федеральные службы призваны осуществлять политику министерств и осуществлять контроль над результатами.
Задачей федеральных агентств является оказание государственных услуг. Подразумевается, что структура такого вида увеличит личную ответственность руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к улучшению деятельности правительства страны, что положительно отразится на проведении политики государства в сфере экономики.
Таким образом, несмотря на жесткие условия выживания предприятий на рынке, существует множество путей совершенствования конкурентоспособности промышленности в целом и отдельных промышленных предприятий в частности. Это может быть достигнуто благодаря ориентации на запросы потребителя, улучшению качества выпускаемой продукции, проведению инновационной политики, лучшему использованию ресурсов предприятия (в том числе трудовых) и ряда других мероприятий. Своевременное повышение конкурентоспособности предприятия обеспечит успех и устойчивость развития промышлености на будущее.
Цель исследования – раскрыть особенности экономического роста и его особенностей в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!