Теоретико-методологические основы психологического моделирования служебной деятельности.

Цели и задачи

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании психологического моделирования служебной деятельности как психологическом содержании служебной подготовки сотрудников.

Введение и актуальность


Моделирование служебной деятельности соответствует дидактическим закономерностям и принципам, включающим комплекс методов, форм и средств в организации и осуществлении процесса решения служебных задач и направлено на формирование у специалистов психологической устойчивости, психологической готовности, мобилизованности.
Основу модели, исходя из анализа психологогической литературы, составляют различные подходы, а именно - личностно-деятельностный, функциональный, моделирующий, синергетический, аксеологический, контекстный, системный и др. Наиболее приоритетными в рамках представленного исследования являются: личностно-деятельностный, функциональный, контекстный, моделирующий, системный.
Личностно-деятельностный подход основан на положениях, которые сформулированы в отечественной психологии благодаря работам русских ученых прошлых столетий (Б.Г.Ананьева, М.Л.Басова, Л.С.Выготского, П.Ф.Каптерева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.). В их исследованиях личность рассматривается как субъект деятельности, которая, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Личностный подход - последовательное отношение к специалисту как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия (К.А.Абдульханова, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.Б.Орлова, К.Рождерс, А.Маслоу, Р.Мей, В.Франкл).
Деятельностный подход - представляет собой такую стратегию, согласно которой необходимо учитывать характерные особенности того вида деятельности, которые он организует с обучающимися и на основе которых осуществляется их обучение, воспитание и развитие. Это может быть оперативно-служебная деятельность, репродуктивная или практическая. В зависимости от вида деятельности, с учетом её целей, содержания, форм организации, методов и условий меняется сама методика и технология обучающего процесса.
Функциональный подход - основан на формировании у сотрудников комплекса мотивов, знаний, умений, навыков, отражающих основные функции служебной деятельности (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И. Щербаков).
Контекстный подход - основной характеристикой процесса моделирования служебной деятельности, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания профессиональной деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от наиболее абстрактных моделей к более конкретным, межпредметным моделям, воссоздающим реальные профессиональные ситуации (А.А.Вербицкий). Учебный предмет в контекстном обучении становится динамическим, множественным, соответствующим логике перехода от учения к труду:
- субъект с самого начала ставится в деятельностную позицию, предмет которой постепенно превращается из чисто учебного в практически профессиональный;
- требования со стороны профессиональной деятельности оказываются системообразующими, они задают контекстный принцип построения не только отдельных видов подготовки, но и содержания всей подготовки специалиста.
Тем самым, моделирующий подход основан на включении в педагогический процесс особого вида педагогических задач, моделирующих условия профессиональной деятельности. Целью деятельности обучаемого при применении данного подхода к построению необходимой модели становится не овладение системой информации и, тем самым, основами наук, а формирование способностей к выполнению профессиональной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова). При этом формируются внутренние стимулы, регулирующие профессиональную деятельность, без которых не может быть подлинной профессиональной культуры специалиста.

Заключение и вывод

Социальная среда накладывает отпечаток на всю систему подготовки специалистов, на все его направления.
Моделирование как определенная форма подготовки специалистов формирует важную сферу человеческой деятельности, постепенно трансформируясь с развитием реального процесса жизни людей. Изменения форм подготовки, направленных на развитие необходимых навыков и умений, начиная с древнейших времен, просматривались до сегодняшнего дня.
Современные исследователи в своих работах определяют успешность подготовки к осуществлению того или иного вида деятельности, которая направлена на формирование готовности к профессиональной деятельности сотрудника, обусловленной тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему человеческих отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профессиональных целей.
Моделирование служебной деятельности в настоящее время может повысить профессионализм сотрудника органов внутренних дел и результативность его работы.
Тем самым, развитие коммуникативных качеств путем моделирования должно проводиться в ходе службы и содержать как работу руководителей, служебного коллектива, так и самостоятельную работу сотрудников по самосовершенствованию навыков общения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ