теоретическое определение роли народной сказки в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста | Пример курсовой работы

теоретическое определение роли народной сказки в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста

Целью научной работы является теоретическое определение роли народной сказки в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте появляется ответственность ребенка за свое поведение, благодаря принятию требований морали, правил (Т.В. Морозкина). Дети начинают подчиняться общественным моральным требованиям и проявлять чуткость и заботу. По мнению В.П. Левкович, «именно внутренняя регуляция поведения становится условием реализации в поведении и деятельности активной нравственной позиции личности в отношении окружающей среды. Внешние объекты становятся побуждениями поведения; только через отношение к ним субъекта».
Благодаря включению ребенка в новые системы отношений и деятельности происходит развитие личностных качеств и познавательных процессов, которые становятся более произвольными и устойчивыми (Р.С. Немов). К важным личностным качествам детей этого возраста можно отнести и доверие к взрослым, подчинение авторитету и подражание. Характеризуя себя, младший школьник повторяет мнение взрослых о себе.
В.С. Мухина отметила, что подражание бывает невольным (заимствование действий на бессознательном уровне) и произвольным («волевой акт надстраивается над непроизвольным подражанием»). Взрослые, по ее мнению, могут пользоваться этим качеством для развития и воспитания у детей производительных привычек, нравственных качеств и чувств. У младших школьников появляется и волевая регуляция поведения, связанная с мотивами достижения успехов и избегания неудач. Закрепление одного из них зависит от преобладания поощрения за успехи или наказания за неудачи.
По мнению И.Г. Малкиной-Пых, существенной чертой кризиса семи лет является «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок начинает более осознанно ориентироваться в том, что он переживает, понимать значение определенных качеств и чувств. Психолог подчеркивает, что «благодаря обобщению переживаний до семи лет появляется логика чувств». Перестройка и осложнения эмоционально-мотивационной сферы приводят к тому, что прежде чем действовать, ребенок больше размышляет.
Г.А. Мишакова считает, что нравственное воспитание ребенка начинается в младшем школьном возрасте и зависит от правильности построения с ним отношений, благодаря которым он получает опыт ответственного поведения. Ученики 1-х и большинство учеников 2-х классов чаще всего не способны к полноценной саморегуляции, тогда как школьники, обучающиеся в третьем и четвертом классах, в состоянии управлять собой, своими чувствами и поведением.
Для рассмотрения вопроса возрастных особенностей нравственного развития младших школьников интересным является тот факт, что в 1-х классах дети предпочитают общение с учителем, а не со своими сверстниками, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4-му классах учитель становится менее авторитетной и значимой фигурой, а интерес к общению со сверстниками растет. Одновременно с внешними изменениями характера общения происходит внутренняя перестройка, которая проявляется в изменении тем и мотивов общения. Если в 1-х классах учащиеся выбирали партнера по общению, ориентируясь на оценки учителя и их успехи в учебе, то до 3-4 класса мотивация межличностных выборов связана с независимой оценкой личностных качеств и форм поведения партнера по общению.
А.В. Гудыма, исследуя мотивы поведения детей данного возраста при осуществлении нравственного поступка, утверждает, что они очень изменчивы в течение 1-4-х классов. На их становление, по мнению ученого, влияет то, как к поступку ребенка относятся учителя, сверстники и т.д. Влияние этих факторов на протяжении младшего школьного возраста очень разное. Значимость каждого из них то повышается, то ослабевает по мере прохождения учениками обучения от первого до четвертого класса. Интересные и исследования психолога относительно понимания младшими школьниками значения такой нравственной категории как «отзывчивость». Он отметил, что ученики первых и вторых классов отождествляют эту категорию с другими моральными категориями, поэтому ошибочно трактуют ее значение. Ученики третьих – четвертых классов уже на более высоком уровне понимают основные составляющие этого качества, хотя многие школьники не отделяют отзывчивость от других положительных нравственных категорий. Отзывчивости ребенок учится, как правило, через подражание внешним проявлениям этого качества у взрослых.
Итак, описанные выше возрастные изменения свидетельствуют о значительном росте способности младшего школьника к более сложным формам взаимодействия с социальным окружением на основе нравственных норм и обязательств. По мере взросления учащихся от 1-го до 4-го класса происходит изменение характера их общения от необходимости взаимодействия со взрослым к проявлению интереса к общению со сверстниками; а также мотивов поведения, суждений.
Структура нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста
Одно из важнейших мест в системе воспитания подрастающего поколения занимает нравственное воспитание. Стоит отметить, что ученые толкуют содержание и задачи данного направления воспитания по-разному, с чем, по нашему мнению, и связано расхождение при определении основных составляющих нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.
И.П. Ильинская отмечает, что «нравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу вечных педагогических проблем. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Многогранность нравственного воспитания, неоднозначное понимание его сущности, содержания обусловливает многообразие путей, средств и методов его осуществления. В основе понимания сущности духовно-нравственного воспитания лежат две основополагающие категории: «духовность» и «нравственность»».
Нравственная воспитанность личности предполагает сформированность некоторых системных компонентов. Компоненты нравственной воспитанности представлены на рисунке 1.

В предложенном исследовании мы осуществили обзор научной литературы по теме «Воспитание нравственного поведения младших школьников средствами народной сказки». Было обработано большое количество достоверных источников, интернет-ресурсов, научных статей, что позволило сделать следующие выводы.
Вопросы нравственного воспитания детей являются очень актуальными в современном обществе. Можно предполагать, что это имеет отношению к процессам научно-технического прогресса, компьютеризации и информатизации, которые охватили современный мир. В связи с этим, дети меньше внимания уделяют чтению, отдавая предпочтение планшетам, телефонам, телевизору и т.д. Таким образом, главной задачей педагогов начальной школы является возврат детей к литературному чтению, которое исполняет множество педагогических функций. Важное место должно отводиться изучению народных сказок.
Отображение темы, проблем, содержания нравственного воспитания подрастающего поколения находится в ряде законов, концепций, нормативных документов, которые являются базовыми в общеобразовательной школе.
В процессе нравственного воспитания младшего школьника важно знать их возрастные и психологические особенности, что дает возможность учителю донести смысл произведений до детей.
Содержание народных сказок в значительной степени влияет на нравственное воспитание младших школьников. Именно сказка является тем отправным пунктом, который формирует их личность.
В учебниках по литературному чтению уделено достаточное внимание сказкам. Во 2-м классе детям предлагаются сказки о животных, а в 3-м – фантастические. Народные произведения соответствуют индивидуальным особенностям детей. Итак, можно сделать вывод, что сказка является ведущим средством в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Целью научной работы является теоретическое определение роли народной сказки в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!