теоретическое изучение особенностей коррекции детско-родительских отношений в семьях, имеющих приёмных детей

Цели и задачи

Цель исследования – теоретическое изучение особенностей коррекции детско-родительских отношений в семьях, имеющих приёмных детей.

Введение и актуальность


Детско-родительские отношения отмечаются исследователями, как качественно отличные от остальных межличностных отношений человека, поскольку являются эмоционально насыщенными и имеют определяющее влияние на развитие психики подрастающего человека. Специфика таких отношений и их влияние на развитие ребенка достаточно представлено в работах отечественных и зарубежных исследователей: представителей направления гуманистической психологии, теории социального научения, отечественной психологической школы, и в клинически ориентированных исследованиях. Каждая научная школа раскрывает особенности детско-родительских отношений со стороны уникальной теоретической позиции исследователей, однако, авторы отмечают наличие двойственности родительского отношения к детям [6].
Поскольку детско-родительские отношения создают основу для развития личности ребёнка, мы считаем необходимым проводить своевременную коррекцию посредствам наиболее эффективного метода, а именно - социально-психологического тренинга, который является средством активного обучения и гармонизации отношений приёмных родителей с детьми.

Заключение и вывод

Целью нашего исследования выступало теоретическое изучение особенностей коррекции детско-родительских отношений в семьях, имеющих приёмных детей. Мы проанализировали 27 литературных источников, 2 из которых на иностранном языке и пришли к следующим выводам:
понятие психокоррекции достаточно широко представлено во все периоды истории своего исследования. Проблема психологической коррекции изучалась зарубежными и отечественными исследователями. Представители западной психологической школы рассматривали психологическую коррекцию в рамках психодинамического, гуманистического и поведенческого подходов. Отечественные исследователи сфокусировали своё внимание на совершенствовании, адаптации и разработке психокоррекционных систем символического плана, таких, как сказкотерария, игротерапия и других направлениях.
теоретический анализ понятия детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка показал, что данная проблематика достаточно широко представлена в работах отечественных и зарубежных исследователей. Так, представители западной психологической школы исследуют детско-родительские отношения и их коррекцию с позиций психоанализа, гуманистической психологии, теории социального научени. Отечественные исследователи так же отмечают определяющее значение детско-родительских отношений на развитие психики ребёнка, в том числе в клинически ориентированных исследования. Большинство исследователей при всех теоретических расхождениях отмечают существование двойственности детско-родительских отношений и их детерминирующего влияния на психическое развитие человека. В качестве наиболее эффективных методов коррекции детско-родительских отношений мы выделяем социально-психологический тренинг, как метод активного социально-психологического обучения и воздействия, способствующий гармонизации детско-родительских отношений по средствам групповой работы.
В результате анализа психологических особенностей семей, имеющих на воспитании приёмного ребёнка, мы отметили существованием отдельных форм жизнеустройства детей, таких как усыновление, опека и приёмная семья. Каждая из данных форм замещающей семьи имеет свои законодательные отличия от других форм и отличается от обычных семей. Такими отличительными особенностями выступают: характеристики мотивационных ориентаций приёмных родителей, характеристики внутриличностной и межличностной проблематики приёмных родителей и уровень личностной тревожности.
по средствам теоретического анализа особенностей коррекции детско-родительских отношений в семьях, имеющих приёмного ребёнка мы выделили наиболее распространённые проблемы в приёмных семьях и отметили необходимость проведения коррекционной работы с семьёй именно в русле решения данных трудносте. Мы считаем целесообразным раннее вмешательство специалистов в замещающую семью, имеющую воспитательные трудности, так как данное взаимодействие со специалистами поможет семье и приёмному ребёнку наиболее эффективно справиться с трудной жизненной ситуацией. В результате рассмотрения эффективных методик коррекции детско-родительских отношений в семьях, имеющих приёмных детей мы отметили целесообразность использования основ системной работы с семьёй в рамках методов активного социально-психологического обучения, включающих групповую работу, психологический тренинг, ролевых игр, вербальных и невербальных упражнений, решение трудных ситуаций и других методических приёмов.
По итогам экспериментальной работы, мы выявили что социально-психологический тренинг является эффективным методом коррекции детско-родительских отношений. Применив коррекционную программу на выборке 27 приемных семей, мы отметили снижение негативных факторов в воспитании ребенка, повышение эмоционального благополучия в семье, рост доверительных и эмпатических отношений у членов семье друг к другу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ