теоретическое исследование вопросов уголовно-правовой характеристики террористического акта | Пример курсовой работы

теоретическое исследование вопросов уголовно-правовой характеристики террористического акта

Целью работы является изучить и раскрыть теоретическое исследование вопросов уголовно-правовой характеристики террористического акта.

Первый способ предполагает направленное и скрытное использование ядовитых веществ для устранения политических деятелей и дезорганизации деятельности возглавляемых ими структур управления. В последние годы в этих целях всё чаще стали использоваться так называемые токсины – ядовитые вещества белкового строения, продуцируемые микроорганизмами, некоторыми видами животных и растений.
Второй способ подразумевает преднамеренное применение в местах массового скопления людей химических агентов с использованием взрывных, распыляющих или иных генерирующих устройств. Реализация этого способа на практике представляет особую угрозу при распылении химических агентов в метро или других закрытых помещениях.
Впервые эта угроза проявилась в 1994-1995 гг., когда члены религиозной секты Аум Сенрикё провели три химические атаки в метро трёх японских городов – Мицумото, Иокогама и Токио. Интересно, что в качестве террористического средства был избран не тривиальный химический агент, а зарин – боевое отравляющее вещество, много лет состоявшее на табельном вооружении армий некоторых стран. В итоге 19 чел. погибли и свыше 4 тыс. чел. получили отравления различной степени тяжести.
Третий способ, обеспечивающий наиболее масштабное поражение населения, а также экономической инфраструктуры и природы, связан с осуществлением терактов (диверсий), направленных на разрушение химических и нефтеперерабатывающих заводов, хранилищ химикатов и арсеналов химического оружия, нефте- и газопроводов, а также таких уязвимых источников природных ресурсов как нефтяные и газовые скважины, угольные шахты и рудники, подземные нефтяные линзы и т.п.
Поджог 789 нефтяных скважин, совершенный в 1991 г. иракскими войсками во время войны в Персидском заливе, привел не только к нарушению экологического равновесия в регионе, но и к подрыву до этого процветавшей экономики Кувейта. По самым скромным подсчётам ущерб экономике этой страны составил более 50 млрд. долл. Длительное же воздействие экотоксикантов в военных или террористических целях способно привести к полномасштабной экологической катастрофе.
Следует отметить, что важнейшим компонентом поражающего фактора высокотоксичных химических средств является мощный психологический эффект, парализующий волю человека или сеющий панику и хаос. Поэтому непредумышленные техногенные аварии и даже случайное, незначительное по масштабу применение легальных химических средств реально представляют огромную опасность.
Подписанная в 1993 г. и вступившая в 1997 г. в силу «Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» наложила запрет на разработку и применение отравляющих веществ. Однако наличие некоторых существенных обстоятельств не позволяет считать этот вопрос полностью закрытым.
Еще большую проблему представляет контроль за созданием специальных химических средств. Доступность химических реагентов, соответствующих материалов и оборудования, их относительная дешевизна, непрекращающийся поиск направленных методов синтеза соединений новых структурных типов, проявляющих на молекулярном уровне специфическую физиологическую или биологическую активность, возможность использования в этих целях как гражданские технологии, так и технологии “двойного назначения” делают весьма привлекательными получение высокотоксичных химических и биохимических препаратов с последующей их наработкой и использованием в террористических актах или в вооруженных конфликтах любого масштаба. В отличие от химического оружия разработка этих средств практически не поддаётся контролю.
Для России проблема химического терроризма остаётся даже более актуальной, чем для любого из государств-членов мирового сообщества. Трагедия “Норд-оста” наглядно показала: даже спецслужбы были не полностью подготовлены к проведению спасательных работ и к ликвидации последствий скрытно проведенной спецоперации с применением сильнодействующего фармпрепарата.
Биологический терроризм и его потенциальные возможности в качестве средства массового поражения является сейчас предметом все возрастающей обеспокоенности мирового сообщества. С одной стороны, это связано с изменением роли и места терроризма, как такового, в системе глобальных угроз, а с другой – бурным развитием биологических наук, расширяющим список тех «критических технологий», которые могут быть использованы террористическими организациями и тоталитарными режимами.

   В соответствии с нормами обновленного уголовного законодательства Российской Федерации, террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Ч.2 ст.205 УК РФ предусматривает квалифицированный состав. Это те же деяния, предусмотренные ч.1 ст.205 УК РФ:
– совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
– повлекшие по неосторожности смерть человека;
– повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
Третья часть статьи содержит особо квалифицированный состав – деяния, предусмотренные частями первой или второй ст.205 УК РФ, если они:
– сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
– повлекли умышленное причинение смерти человеку.
В приложении к статье указано, что лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Террористический акт является преступлением против общественной безопасности и выражается в действиях, которые предназначены посеять страх среди населения, запугать как рядовых граждан, так и власть, чтобы добиться тех или иных целей.
Наконец-то законодатель пришел к единому пониманию террористического акта: в ст.205 УК РФ дается такое же определение террористического акта, как и в ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Как было установлено в исследовании, терроризм – социально-политическое и криминологическое понятие, а террористический акт является уголовно-правовым понятием.
Террористический акт является лишь одним из возможных проявлений терроризма.
Кроме того, несмотря на сложную сущность терроризма, является возможной и необходимой выработка оптимально четкой и точной его дефиниции на международном и национальном уровнях, что позволит также отграничивать терроризм от смежных понятий «террор» и «террористический акт».
Своевременное устранение недостатков законодательного регулирования противодействию терроризму, несомненно, должно способствовать повышению эффективности не только правовой регламентации в данной сфере, но и практической деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Целью работы является изучить и раскрыть теоретическое исследование вопросов уголовно-правовой характеристики террористического акта.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!