Теоретические вопросы методики анализа товарного ассортимента | Пример курсовой работы

Теоретические вопросы методики анализа товарного ассортимента

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов методики анализа товарного ассортимента, его характеристик и формирования товарной политики предприятия, а также изучение этих вопросов на примере трех предприятий, занимающихся пошивом спецодежды для крупных промышленных предприятий.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Товарный ассортимент розничного предприятия по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию. По широте ассортимент делится на:
1. ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
2. ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
3. ассортимент узкий (< 200 наименований);
4. ассортимент специализированный [2, с.42].
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп и необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических и других ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками. Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих по возможности оптимальное развитие производственного ассортимента данного вида товаров. К ним относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров, частота обновления ассортимента, уровень соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментной концепции – сориентировать предприятие на выпуск товаров, соответствующих структуре и разнообразию спроса покупателей.
Автор Котлер Ф. в книге «Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер» говорит, что основными элементами (или фазами) планирования ассортимента продукции являются:
1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка;
2) оценка конкурирующих изделий-аналогов под тем же углом зрения;
3) анализ потребительских оценок качества вырабатываемых изделий, т.е. определение степени их соответствия запросам покупателей (потребителей) с точки зрения способности удовлетворить конкретную потребность в функциональном и эстетическом отношении;
4) определение того, какими изделиями должен быть пополнен вырабатываемый ассортимента продукции и какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности и т.д. Сюда же относится решение вопроса о том, следует ли диверсифицировать производство за счет направлений, выходящих за рамки сложившейся специализации;
5) рассмотрение предложения об освоении новых изделий, усовершенствовании освоенной продукции, а также о новых способах и сферах применения выпускаемых товаров;
6) разработка спецификаций новых или улучшенных изделий в соответствии с требованиями покупателей;
7) изучение с помощью специалистов по научно-техническим изделиям и разработкам перспектив производства новых или усовершенствованных изделий, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;
8) тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления ее соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности;
9) разработка специальных рекомендаций для изготовителей продукции в отношении ее качества, типоразмера, наименования, цены, упаковки, технического обслуживания и т.д. в соответствии с результатами проведенного тестирования, пробных продаж и т.п.;
10) подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового или усовершенствованного товара, масштабов и начальной формы его реализации (например, только пробные продажи в специально отобранных городах, освоение отдельных региональных рынков или же выход сразу на национальный рынок), планов сбыта продукции, разработку программы проведения рекламных кампаний и других мероприятий по стимулированию сбыта [6, с.58].
При этом важно иметь в виду, что планирование ассортимента продукции – это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи.
Выводы по главе 1: В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности – сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке. Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.
Итак, в данная работа была посвящена изучению теоретического и практического содержания понятия «ассортимент», его характеристик и формированию товарной политики предприятия. В главе 1 были рассмотрены теоретические положения формирования товарного ассортимента предприятия, и товарной политики. На основании анализа научных источников литературы и специализированных электронных ресурсов, было выяснено, что формирование ассортимента и товарной политики затрагивает все основные моменты хозяйственной деятельности предприятия – от разработки проектов новой продукции, закупки материалов и оборудования для налаживания производства до процесса сбыта и доставки товара покупателю, оптовому или розничному. В основе формирования ассортимента производимой продукции лежит выявление спроса и по возможности, его прогнозирование на основании рыночных тенденций, а также анализ и оценка имеющихся у предприятия финансовых и производственных ресурсов. Правильно сформированный товарный ассортимент – залог присутствия и развития фирмы на рынке, важный фактор в повышении конкурентоспособности предприятия.
Приведенные во второй главе в качества примера предприятия имеют узкий ассортимент производимой продукции, аналогичный у всех трех предприятий. Поскольку они расположены в одном регионе и обладают приблизительно равными финансовыми и производственными ресурсами, это повышает жесткость их конкуренции. Чтобы дать возможность каждому предприятию развиваться, в первую очередь можно рекомендовать им изменить ассортимента производимой ими спецодежды. Товарный ассортимент и товарная политика этих предприятий были изучены в общих чертах с применением теоретических разработок.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были выполнены и цель создания реферата – достигнута.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов методики анализа товарного ассортимента, его характеристик и формирования товарной политики предприятия, а также изучение этих вопросов на примере трех предприятий, занимающихся пошивом спецодежды для крупных промышленных предприятий.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!