Теоретические основы развития у дошкольников прстранственных представлений | Пример курсовой работы

Теоретические основы развития у дошкольников прстранственных представлений

Цель исследования: изучить теоретические основы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Согласно теории Л.С. Выготского, «формирование в ранние периоды онтогенетического развития низших психических функций, а к ним относится и различные аспекты восприятия пространства и себя в этом пространстве на базе психофизиологических функций (сенсорной, моторной, мнемической и др), является основой формирования высших психических функций, т.е. высших форм развития психики, без которых не возможно социальное и культурное развитие личности» [12, c. 132]. Эти положения приводят к тому, что малейшая несостоятельность пространственных стратегических параметров, которые формируются к 12 годам, полностью деформирует всю деятельность ребенка в целом. Поскольку речевые процессы в этом возрасте еще не набрали своих регулирующих возможностей, то соответственно и потенциал их компенсации также будет значительно снижен [1, c. 46].
Следует заметить, что проблема развития пространственных представлений привлекает большое внимание клинической и специальной психологии, коррекционной педагогики и других смежных отраслей. Развитые пространственные представления являются важной предпосылкой изобразительно-художественной, практической, спортивной и других видов человеческой активности [18, c. 1247].
Таким образом, пронизывая практически все сферы взаимодействия человека с действительностью, пространственные представления оказывают влияние на становление его самосознания, личности и являются составной частью процесса социализации. Проблеме изучения и развития пространственных представлений посвящены работы многих исследователей: Б.Г. Ананьева, А.М. Леушиной, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. А.В. Семенович и др. В российской психологии субъективные представления об окружающем пространстве рассматривались через определение единиц пространственных представлений (глубины, длины, формы, цвета и пр.) и разрешение проблемы точности репрезентации пространства.
В данной курсовой работе рассмотрены теоретические основы развития у дошкольников пространственных представлений. На основе анализа теоретической литературы можно сделать следующие выводы:
1. Пронизывая практически все сферы взаимодействия человека с действительностью, пространственные представления оказывают влияние на становление его самосознания, личности и являются составной частью процесса социализации. Проблеме изучения и развития пространственных представлений посвящены работы многих исследователей: Б.Г. Ананьева, А.М. Леушиной, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго и др. В российской психологии субъективные представления об окружающем пространстве рассматривались через определение единиц пространственных представлений (глубины, длины, формы, цвета и пр.) и разрешение проблемы точности репрезентации пространства.
2. Дошкольный возраст – это период интенсивного развития пространственных представлений. Развитие пространственных представлений возникает с первых месяцев жизни ребенка и является существенным показателем его интеллектуального развития. Полноценное овладение знаниями о пространстве, умение ориентироваться в пространстве обеспечивается взаимодействием зрительного, слухового и двигательно-кинестетического анализаторов в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка, направленных на активное познание окружающего мира. Процесс развития пространственных представлений у детей в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью. М.М. Семаго и Н.Я. Семаго выделили четыре базовых уровня развития пространственных представлений, которые анализируются в последовательности овладения ими детьми в онтогенезе: пространственные представления о собственном теле; пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела; вербализация пространственных представлений; лингвистические представления.
3. Успешность развития пространственных представлений зависит от ряда факторов, таких как уровень развития и чувствительности анализаторных систем; насыщенность познавательной окружающей среды; уровень развития речеслуховых систем, так как слово играет важнейшую роль в отражении пространственных характеристик; окружающая лингвистическая среда; уровень реализации ведущей для ребенка деятельности (предметной, игровой). Необходимо найти формы организации поддержки дошкольнику, позволяющие более эффективно развивать пространственные представления. Поэтому все содержание познавательного материала, который будет усваивать ребенок, нужно передать комплексно, в виде системы переходящих друг в друга игр и игровых упражнений. В ряде исследований отмечается, что наиболее успешно развиваются пространственные представления при обучении в виде дидактических игр и специальных игровых ситуаций, при непосредственной активности самого ребенка.
4. Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. На занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения математического характера, позволяющие расширять знания детей о пространстве. Развитие пространственных представлений ребёнка идёт поэтапно при использовании дидактических игр и упражнений, начиная с первичных приёмов пространственного ориентирования на наглядно-действенном уровне и заканчивая образно-логическим мышлением, которое позволяет оперировать реальными предметами в умственном плане в виде схем и знаков.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.
Цель исследования: изучить теоретические основы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!