теоретически и практически обосновать особенности развития лидерских качеств руководителя | Пример курсовой работы

теоретически и практически обосновать особенности развития лидерских качеств руководителя

Цель исследования – теоретически и практически обосновать особенности развития лидерских качеств руководителя.

Харизматический подход. Данный подход две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к лидерской харизме и попытке подчиненных приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.
Атрибутивный подход. Представленный подход исходит из того, что выводы лидера обусловлены реакцией лидера на поведение подчиненных.
Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного [7, с. 221].
Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.
В рамках современного общества все чаще стали выделять отдельные лидерские качества современного руководителя:
– эмпатийность как профессионально важное качество, характеризующее способность воспринимать внутренний мир субъектов, чувствовать психологическое состояние, выявлять отношение к профессиональной деятельности;
– рефлексивность – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Данное качество включает в себя, во-первых, способность человека к самовосприятию содержания собственной психики и его анализу; во-вторых, способность к пониманию психики других людей, которая характеризуется не просто умением «встать на место другого», но и механизмами проекции, идентификации, эмпатии;
– толерантность -умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым. Не менее важна фрустрационная толерантность -способность противостоять разного рода педагогическим трудностям с сохранением психологической адаптации [13, с. 94-96].
Личность современного руководителя представляет собой целостное динамичное образование. Анализ исследований Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой позволяет выделить следующие основные лидерские качества руководителя:
– волевые качества, выражающиеся в умении преодолевать различного рода трудности;
– коммуникативность;
– динамизм личности
– эмоциональная устойчивость
– оптимизм;
– ответственность;
– самостоятельность;
– способность к саморазвитию [20, с. 88].
Актуальность приобрели и лидерские качества. Е.В. Андриенко выделяет две группы лидерских качеств руководителя.
К первой группе относятся качества, способствующие успешному общению. Среди них – общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмпатия, тактичность, терпение, эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых ролей, артистизм.
Другая группа качеств определяется особенностями. К ним относятся: высокая интеллектуальная гибкость, критичность и быстрота мышления, способность к импровизации, самокритичность, самостоятельность, инициатива и другие.
Итак, лидерские качества руководителя рассматриваются через проявление уверенности в себе, интеллекта и т.д.
В итоге в совокупности лидерские качества руководителя определяют конкретные подходы к выполнению функциональных обязанностей современного руководителя.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что лидерство является процессом, при котором один член группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели.
Выделяют следующие лидерские качества современного руководителя:
1) ум или интеллектуальные способности;
2) эмпатия;
3) коммуникативность;
2) господство или преобладание над другими;
3) уверенность в себе;
4) активность и энергичность;
5) знание дела.
Особенности становления лидерских качеств отражаются через следующие аспекты:
– определение совокупности качеств, необходимых будущему специалисту социокультурной сферы и психологического портрета лидера;
– разработка комплекса профессионально значимых компетенций будущего специалиста;
– разнообразие средств, направленных на формирование лидерских качеств;
– учет индивидуальных, психологических и тендерных особенностей руководителя;
– разработка технологических подходов и форм отслеживания результатов формирования профессионально значимых лидерских качеств.
В рамках анализа лидерских качеств руководителя выделяются следующие подходы:
подход с позиций индивидуальных особенностей;
поведенческий подход, основанный на изучении образа действия руководителя, касающихся подчиненных;
ситуационный подход, применимый в связях управленца с участниками коллектива.
У современного руководителя выделяются следующие лидерские качества:
– интеллект;
– консерватизм;
– лидерская мотивация;
– уверенность в себе;
– знание дела, профессионализм.
Современными подходами, отражающими особенности лидерских качеств современного руководителя являются:
Харизматический подход..
Атрибутивный подход.
В рамках анализа современных руководителей также выделяются следующие лидерские качества:
В рамках современного общества все чаще стали выделять отдельные лидерские качества современного руководителя:
– эмпатийность как профессионально важное качество, характеризующее способность воспринимать внутренний мир субъектов, чувствовать психологическое состояние;
– рефлексивность – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
– толерантность -умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым.
Основными основные лидерскими качества руководителя также являются:
– волевые качества, выражающиеся в умении преодолевать различного рода трудности;
– коммуникативность;
– динамизм личности
– эмоциональная устойчивость
– оптимизм;
– ответственность;
– самостоятельность;
– способность к саморазвитию.
Лидерские качества позволяют руководителя решать следующие задачи:
– достигать самоуважения и внутреннего комфорта;
– продвигаться вверх по социальной лестнице;
– улучшать профессиональные результаты.
Также выделяются свойства лидерских качеств руководителя:
адекватность;
воздейственность;
устойчивость;
целостность;
презентабельность.
Факторы, влияющие на лидерские качества руководителя:
– Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций.
– Эрозия традиционных ценностей приводит к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей.
– Возможность широкого выбора методов управления.
– Особенности организационной системы.
– Способность решать проблемы.
Во второй главе представлено исследование развития лидерских качеств руководителя.
Цель исследования – определить особенности развития лидерских качеств руководителя в контексте личностных особенностей.
Задачи:
Подобрать и модифицировать в соответствии с требованиями экспериментальной работы методики исследования лидерских качеств руководителя.
Организовать и провести диагностическое исследование лидерских качеств руководителя
Провести анализ полученных данных.
Методики исседования:
Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Цель – определение уровня лидерских качеств
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Цель – определить особенности коммуникативных и организаторских склонностей
Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко)
Цель – оценить умение сопереживать и понимать мысли и чувства другого
Личностный опросник Г. Айзенка
Цель методики – определение индивидуально-психологических черт личности. Данная методика позволила определить особенности темперамента с целью определения тип личности (меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник).
«Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге
Цель методики – определить степень стрессоустойчивости.
Итак, по итогам проведенного исследования стоит отметить, что:
– у 60% проявляется средний показатель лидерских качеств;
– 70% ориентированы на средний показатель коммуникативного и организаторского развития;
– 70% проявляют также средний уровень эмпатических способностей;
– 40% руководителей проявляют мало эмоциональности. При любых сложных и стрессовых ситуациях остаются невозмутимыми и сохраняют спокойствие;
– у 80% проявляется большая стрессоустойчивость.
По данным статистики нами было определено, что на развитие лидерских качеств руководителя непосредственно влияет стрессоустойчивость.
Основными рекомендациями по развитию лидерских качеств руководителя является применение следующие методов работы:
• использование кейс-технологий;
• проведение видеоконференций;
• круглый стол;
• мозговой штурм;
• дебаты;
• фокус-группа;
• деловые и ролевые игры;
• case-study (анализ конкретных практических ситуаций);
• учебные групповые дискуссии
Цель исследования – теоретически и практически обосновать особенности развития лидерских качеств руководителя.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!