Тема любви и особенности художественного ее раскрытия в ранней лирике Гете | Пример курсовой работы

Тема любви и особенности художественного ее раскрытия в ранней лирике Гете

Целью курсовой работы является выявление специфики и особенностей воплощения темы любви в лирических произведениях Гете раннего периода творчества (1765-1775).

Именно в Страсбурге Гёте знакомится с Гердером и как позднее замечает в автобиографии – это было «самое значительное событие» его жизни. Гердер привил ему вкус и интерес к средневековью, к национальной истории, раскрыл красоту народной песни (под его влиянием Гете много ездил по Эльзасу, записывая народные песни «из уст старых бабушек»), заразил его своим преклонением перед Шекспиром, который воплощал для них обоих принцип «оригинального творчества» (по Э. Юнгу) [Михайлов, 1997:564-565].
Под влиянием Гердера у Гёте формируется собственный вкус к манере воплощения художественного слова в поэтической форме. Лирику Иоганна Гёте в этот период условно можно разделить на 3 основных направления:
интимная лирика – поэтические произведения, в центре которых тема любви и ее мотивы – мотив трагической и счастливой любви;
лирика народно-песенного стиля – формируется под непосредственным воздействием гердеровского учения о красоте и силе национального языка и культуры;
лирика гимнического дифирамбического характера.
К примеру, лирика народно-песенного стиля находит свое отражение в таком поэтическом произведении, как «Степная розочка» [Иванов, 1994:236]. Подробно анализируя данное стихотворение можно с уверенностью отметить, что здесь налицо подражание народной немецкой песне, которое берет начало из увлечения Гёте фольклором.
В период с 1771 года по 1775 годы Гёте создает ряд произведений, различных по жанровым признакам. Среди них особенно популярными являются:
«Песнь странника в бурю» (1772).
Ода «Песнь Магомета» (1772-1773).
Историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773).
Ода «Прометей» (1774).
Мещанская драма «Клавиго» (1774).
Роман «Страдания юного Вертера» (1774).
Мещанская драма «Стелла» (1775).
Роман «Страдания юного Вертера» (1774) – является ключевым в творчестве Гёте, все содержание которого пронизывает чувство страдания от трагичных обстоятельств между двумя влюбленными. Данное произведение считается апогеем в плане раскрытия темы любви в раннем творчестве Иоганна Вольфганга Гёте.
В основе этого романа лежит реальное биографическое переживание Гёте. Летом 1772 г. Гете проходил адвокатскую практику в канцелярии имперского суда в маленьком городке Вецларе, где он познакомился с секретарем Ганноверского посольства Кестнером и его невестой Шарлоттой Буфф.
Уже после возвращения Гете во Франкфурт Кестнер сообщил ему о самоубийстве их общего знакомого, молодого чиновника Иерузалема, которое глубоко потрясло его. Причиной была несчастная любовь, неудовлетворенность своим общественным положением, чувство униженности и безысходности. Гете воспринял это событие как трагедию своего поколения [Солодовник, 2008:268].
Гете воспользовался эпистолярной формой, которую так воспевали еще Ричардсон и Ж.-Ж. Руссо. Эпистолярный жанр позволил Гёте сконцентрировать практически все читательское внимание на внутреннем мире героя – единственного автора писем. Цель, которую преследовал Гёте, сводится к следующему – показать глазами главного героя окружающую жизнь, людей, их отношения. Постепенно эпистолярная форма перерастает в дневниковую. В конце романа письма героя обращены уже к самому себе – в этом отражается нарастающее чувство одиночества, ощущение замкнутого круга, которое завершается трагической развязкой.
В начале романа доминирует просветленное радостное чувство: покинув город с его условностями и фальшью человеческих отношений, Вертер наслаждается уединением в живописной сельской местности.
Руссоистское преклонение перед природой сочетается здесь с пантеистическим гимном Вездесущему. Руссоизм Вертера проявляется и в сочувственном внимании к простым людям, к детям, которые доверчиво тянутся к нему. Движение сюжета отмечено внешне незначительными эпизодами: первая встреча с Лоттой, деревенский бал, прерванный грозой, одновременно вспыхнувшее у обоих воспоминание об оде Клопштока как первый симптом их духовной близости, совместные прогулки — все это обретает глубокий смысл благодаря внутреннему восприятию Вертера, эмоциональной натуры, целиком погруженной в мир чувств.
Вертер не приемлет холодных доводов рассудка, и в этом он — прямая противоположность жениху Лотты Альберту, к которому он заставляет себя питать уважение как к достойному и порядочному человеку [Тимшин, 2012:14-15].
Вторая часть романа вводит социальную тему. Попытка Вертера реализовать свои способности, ум, образование на службе у посланника наталкивается на рутину и педантичную придирчивость его начальника. В довершение этого ему в унизительной форме дают почувствовать его бюргерское происхождение.
Заключительные страницы романа, повествующие о последних часах Вертера, его смерти и похоронах, написаны от имени «издателя» писем и выдержаны в совершенно другой, объективной и сдержанной манере.
Иоганн Вольфганг Гёте обладал специфическим мировоззрением и взглядом на окружающую действительность – в нем соединились воедино три сферы человеческого познания – наука, искусство и сама жизнь. Искусство с наибольшей силой получила свое воплощение в литературно-художественном творчестве.
В настоящей курсовой работе мы рассмотрели специфику ранней лирики Иоганна Вольфганга Гёте, обращая особенное внимание на воплощение темы любви в стихотворениях периода 1765-х – 1775-х гг.
Гёте нельзя назвать «строгим преследователем литературной моды», его поэтическая манера индивидуальна и специфична. С одной стороны, ранняя лирика Гёте строга и лаконична, с другой стороны, подвержена влиянию «рококо».
Одной из важнейших особенностей любовной лирики Гёте заключается в проявлении живого, настоящего чувства и полного, индивидуально-авторского мироощущения, проявляется практически во всем раннем поэтическом творчестве писателя.
Раннее поэтическое творчество Гёте условно можно разделить на два этапа: Лейпцигский и Зезенгеймский периоды. В каждом из этих периодов тема любви в стихотворениях раскрывается через определённый женский образ – образ реальной возлюбленной Гёте.
Ключевыми женскими образами, которым посвящает стихи Гёте этого времени, являются реальные женские прототипы – Анна-Катарина Шёнкопф и Фридерика Брион.
Стихи, посвященные Анне-Катарине Шенкопф более страстные и волнительные, это объясняется юношеским возрастом и стремлением любить и быть любимым.
В то время как стихи, посвященные Фридерике, отличаются глубоким лирическим чувством. В них полностью отсутствует даже намек на рассудок, в них сильна радость и юношеское упоение любовью.
В стихах Зезенгеймского цикла резко меняется понимание любовного чувства, а также его поэтическое выражение: любовь предстает здесь в своем индивидуально-неповторимом проявлении, преображает и одухотворяет окружающий мир героев.
Целью курсовой работы является выявление специфики и особенностей воплощения темы любви в лирических произведениях Гете раннего периода творчества (1765-1775).

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.