Технология работы учителя-предметника с одаренными детьми

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение технологий работы учителя-предметника с одаренными детьми.

Введение и актуальность


На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности ― это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Но если на наследственные факторы повлиять не в силах, то создать благоприятную среду и организовать деятельность одаренного ребенка, которые будут направлены на развитие творческого потенциала ученика, является первостепенной задачей школы, родителей, государства.
Наряду с важностью разработки вопросов одаренности, не менее важным остается вопрос, связанный с ролью педагога в развитии одаренных детей. Долгое время педагог для одаренных не являлся объектом исследования отечественных ученых. Не рассматривались и требования к профессиональной подготовке учителя-предметника, его личностным качествам. Однако за рубежом проблематика учителя-предметника была признана приоритетным направлением развития психологии одарённости.
Задача семьи состоит в том, чтобы своевременно увидеть, выявить одаренность ребенка, задача образовательных учреждений – обеспечить профессиональную поддержку указанной категории детей, создать оптимальные условия для реализации способностей. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на ранних этапах их развития позволяет осуществлять динамическое наблюдение за развитием сфер познания, чувств и эмоций детей.
По уровню умственного развития выделяют такие типологические группы детей и определяют их количество:
– одаренные дети: 2-3%;
– способные дети: 15-18%;
– дети с удовлетворительным развитием: 50-55%;
– дети со слабым развитием: 10-15% [2].
Одаренные дети встречаются в различных социальных группах, независимо от социального статуса родителей. Если условия благоприятные и семья имеет возможность для всестороннего развития ребенка, его потенциально одаренность удается рано обнаружить, и вовремя начать развивать. Для организации эффективного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей необходимо выделить основные виды одаренности вообще.
В.В. Щорс [2] указывает на следующие виды одаренности:

Заключение и вывод

Согласно концепции многих российских ученых, одаренностью называется качество психики, определяющее умение достижения человеком более больших результатов в деятельности относительно других людей. Формирование одаренности - это процесс сложного взаимодействия социальной среды и природных задатков.
Сущность одаренности объективно требует рассмотрения объективных методов диагностики, так как традиционные психометрические методики, при определении креативности и интеллектуальных способностей не валидны относительно особенностей поведения и хорошего своеобразия психических возможностей одаренного ребенка.
Выявление одаренных детей – это продолжительный процесс, который связан с изучением развития конкретного ребенка. Хорошей идентификации одаренности посредством определенной одноразовой процедуры тестирования не существует.
Технология деятельности с одаренными детьми находит место в образовательных заведениях, в частности в начальных школах, центрах развития ребенка, где созданы наиболее благоприятные условия по развитию, поддержке и выявлению творческих способностей ребенка.
Для появления внутреннего потенциала одаренных детей необходимо использовать разнообразные принципы деятельности с одаренными лицами. Привлекать их к посещению кружков, факультативов, к участию в творческих студиях и мастерских, исследовательских секциях, к самостоятельному исследованию вопросов; использовать на уроках особенные приемы по развитию воображения и мышления, применять проблемное обучение, нахождение и анализ разных вариантов решения поставленных задач, установка познавательной деятельности в процессе исследования, публичные доклады и др.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ