Технология работы социального педагога | Пример курсовой работы

Технология работы социального педагога

Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов социально-педагогической деятельности разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление межличностных конфликтов подростков.

Приемлемо выделять методы оценки эффективности социально-педагогической работы. Они рассматриваются как приемы, анализирующие эффективность применения профессионально-практических методов. Самым распространенным и часто применяемым является сравнительный метод, позволяющий сравнивать состояние до оказания социальной помощи, и как оно изменилось после воздействия.
При изучении личности ребенка специалист использует наблюдение, беседу, анкетирование, интервью, социометрию, тестирование и другие методы.
Наблюдение применяется для изучения внешних проявлений ребенка, выражающихся в его поведении. Виды наблюдения: включенное (с вмешательством в ход деятельности и общения), систематическое, несистематическое, ситуативное. В рамках данного метода специалист должен точно наблюдать за особенностями поведения, его речью, жестами, мимикой, а главное уметь правильно интерпретировать полученный данные. Наблюдение требует наличие конкретного плана, предусматривающего то, на что надо обратить внимание. При необходимости поступки и слова наблюдаемого записываются, а затем анализируются [23].
Беседа, как метод социально-педагогической деятельности, подразумевает под собой процесс получения информации на основе вербальной коммуникации, т.е. с помощью задаваемых вопросов и получаемых ответов. Получение результата в процессе применения данного метода зависит от степени ее разработки, умения расположить к себе ребенка, точности формулировки вопросов, их последовательности и логичности. Этапность в работе с этим методом способствует получению искренних ответов от ребенка. Беседа позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка и понять сущность его проблем.
Следующим методом является анкетирование. Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. По форме анкетирование может быть закрытое (с приведением полного набора вариантов ответов) и открытое (не содержит подсказок и не «навязывает» вариант ответа) [24].
Метод интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы. При использовании метода нужно четко представлять весь процесс интервьюирования. Он начинается с установления контакта с ребенком. Именно от этого зависит дальнейшая атмосфера проведения интервьюирования. Ребенок должен правильно понимать задаваемые вопросы, чтобы не искажать объективность ответов. Благодаря методу интервью, специалист может получить не только необходимую информацию, но и проанализировать поведение ребенка.
Тестирование – метод, основанный на решении определенных стандартизированных заданий. Основная часть текстов содержат заранее разработанные инструкции по выполнению заданий и их интерпретации.
Необходимо отметить методы коррекции как особую группу методов, заключающихся в поощрение и наказание. Практический опыт социально-педагогической деятельности показывает, что методы коррекции являются сложнейшими способами воздействия на ребенка. На практике они не нашли широкого распространения, поскольку необходимо четко представлять их природу применения.
Поощрения и наказания направлены к одной цели – формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается это различными способами: поощрение выражает одобрение действий и поступков, дает им положительную оценку, наказание осуждает неправильные действия и поступки [29].
Таким образом, в контексте работы в преодолении межличностных конфликтов подростков социальный педагог ориентируется на разнообразное количество методов и форм работы, имеющих практический характер в достижении цели социально-педагогической деятельности.
Анализ психологических и педагогических источников по определению понятий и проблем конфликтного поведения наглядно продемонстрировал, что исследованиями в данной области занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. Конфликты являются необходимым условием для развития межличностных отношений со сверстниками в старшем подростковом возрасте, выступают источником для развития личности, и представляют собой неизбежный феномен, который сопровождает личность на каждом этапе жизни.
Как отмечают исследователи, конфликтное поведение – это внешнее проявление деятельности индивида, направленное на предмет конфликта. Целью конфликтной личности может выступать блокирование достижения целей противостоящей стороны, ее интересов или намерений.
Межличностный конфликт как объект социально-педагогической деятельности позиционируется как столкновение личностей, имеющих разные взгляды, мнения, что вызывает столкновение противоречий.
Технология социально-педагогической деятельности рассматривается как система работы, включающая определенный этапы, методы и приемы, ориентированные на решение социально-педагогической проблемы.
Формы и методы работы социального педагога в преодолении межличностных конфликтов подростков отличаются тем, что способствуют не только исследованию проблемы зарождения проблемы, но и направлены на ее коррекцию, стабилизацию социального положения личности.
практический аспект социально-педагогической деятельности по преодолению межличностных конфликтов подростков.
Анализ опыта социально-педагогической деятельности по преодолению межличностных конфликтов подростков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Пучежская гимназия позволил выявить, то все используемые формы и методы социально-педагогической деятельности не решают проблем конфликтов в подростковой среде.
Далее была проведена диагностика межличностных конфликтов подростков. Проанализировав результаты методики А. Басса – А. Дарки, мы можем сделать вывод о том, что в группе большинство учащихся имеют низкий и средний уровни агрессии и в целом не нуждаются в коррекции. Однако у небольшой группы людей имеются склонности к агрессивному поведению.
Необходимость проведения социально-педагогической коррекции конфликтного поведения у подростков подтверждают данные, полученные в ходе исследования по методике К. Томаса «Тип поведения в конфликтной ситуации».
Ориентируясь на результаты исследования типа поведения в конфликтной ситуации, мы выявили, что в группе учеников преобладают такие типы реагирования как «избегание» и «соперничество». Поскольку эти типы поведения в конфликте являются деструктивными, мы сделали вывод о том, что группа нуждается в коррекционном воздействии, с целью обучения более конструктивным.
В итоге анализа результатов констатирующего эксперимента мы сделали вывод: у небольшой части обучающихся имеется склонность к конфликтному поведению, в связи с этим, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения у старших подростков.
Коррекционная программа направлена на изменение отдельных показателей конфликтного поведения, с целью замены деструктивной модели поведения на конструктивную. Просуммировав результаты методики, мы определили, что учащиеся нуждаются в социально-педагогической коррекции конфликтного поведения.
Реализация программы позволит осуществить обучение испытуемых навыкам самопознания и рефлексии, развить у них представления о собственной ценности, уверенности в собственных силах, способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии, не прибегая к агрессивному поведению.
Практический результат нашей работы связан с понижением уровня агрессивности в классе, выравниванием эмоционального фона, а также повышением продуктивности в учебной деятельности и жизни подростков.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов социально-педагогической деятельности разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление межличностных конфликтов подростков.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!