Технологии социальной работы с людьми склонным к суициду

Эффективная деятельность по профилактике подростковых суицидов и разработка профилактических программ в данном направлении основываются на существующих концепциях формирования суицидального поведения. Основными концепциями формирования суицидов являются социокультурная, медицинская и экологическая модели [19].
Согласно социокультурной концепции суицида, формирование суицидального поведения определяется социальными категориями – полом, возрастом, этнической принадлежностью, семейным положением, занятостью и др.
Так, в социологической теории самоубийства Э. Дюркгейма суицидом является случай смерти – результат поступка, совершенного человеком, если он знал о том, что его ожидает [7]. Э. Дюркгейм относит суицид к области социальной патологии и рассматривает его как разновидность девиантного поведения. Основную причину суицидального поведения Э. Дюркгейм видит в аномии (гр. а-nomi – отсутствие нормы) и выделяет четыре вида суицида: аномический, фаталистический, эгоистический и альтруистический. Аномический и фаталистический суициды регулируются социальной жизнью [7].
М. Фарбером разработана психокультуральная теория самоубийств, обосновавшая положение о максимальной вероятности суицидов в период социальных потрясений и кризисов, когда уровень невротизации населения возрастает [32].
По соцокультурной теории суицида К. Хорни суицидальное поведение является результатом взаимодействия социокультурных факторов и личностных характеристик. К Хорни утверждал, что современное развитие духовно-нравственной сферы общества порождает у людей высокий уровень тревожности, провоцирует суицидальный риск или различные аддикции [29].
Медицинская модель суицида трактует самоубийство как признак или следствие заболевания, являющегося следствием взаимодействия человека и окружающей среды, физических, психологических и социальных условий.
Суицид в рамках медицинской модели рассматривается:
— как проявление острых или хронических расстройств, продукт болезненных измененной в психике, «мании самоубийства» (психопатологическая концепция Г.И. Гордона, Ж. Эскироля и др.);
— как клинический феномен, предполагающий наличие специфических патологических изменений в организме суицидента (биологическая, анатомо-антропологическая концепции Н. Козлова, И. Леонова, Ч. Ломброзо и др.);
— как результат дефицита серотонина в спинномозговой жидкости (нейрохимическая гипотеза);
— как итог генетической предрасположенности к суицидальным формам поведения; отягощенной наследственности, использование социального, семейного опыта (генетическая гипотеза Н. Фейбероу и Саймона).
Сторонники медицинской модели называют решающим фактором эффективности профилактических программ своевременную диагностику и лечение психического расстройства.
Согласно модели экологии человека, суицид трактуется как конечный этап взаимодействия ряда независимых, взаимосвязанных факторов [10]. Профилактика суицидальных актов в рамках данной модели допускает любую деятельность, вносящую вклад в уменьшение частоты суицидов, независимо от их причин.
Сторонники данной концепции исходят из положения, что в формировании суицидального поведения велика роль личностных особенностей человека. Отсюда, значительное влияние на решение о суициде оказывают стиль семейного воспитания, тип самоопределения личности, стратегия поведения личности в стрессовой ситуации, специфика личностных изменений в период возрастных кризисов и другие факторы.
В рамках модели экологии человека развиваются психологические концепции самоубийств: психодинамическая, экзистенциально-гуманистическая и бихевиоральная.
Основатель психодинамического направления З. Фрейд определил суицид как результат действия «инстинкта смерти», выражающегося в агрессии и суицидальном поведении. Ряд представителей психодинамического направления объясняли суицид действием психологического защитного механизма [11].
По экзистенциально-гуманистической концепции, главная причина самоубийства заключается в утрате смысла жизни, прекращении действия «рефлекса цели» (В.Франкл и И.П.Павлов).
Сторонники бихевиоральной модели считают причиной суицида ригидное мышление, не позволяющее вырабатывать альтернативные оптимальные решения проблем [30].
Таким образом, проблема формирования суицидального поведения требует как интегрального подхода, объединения информации о суициде, так и рассмотрения каждого конкретного случая самоубийства. Исторические и онтогенетические аспекты исследований суицидального поведения обеспечивают расширение рамок трактовок суицида и выявление факторов, необходимых для эффективной профилактики подростковых суицидов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ