Технологии социальной работы с детьми-сиротами | Пример курсовой работы

Технологии социальной работы с детьми-сиротами

Цель исследования – определить технологии социальной работы с детьми-сиротами.

Таким образом, приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, которые воспитываются в отсутствие попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их здоровье и развитие имеют род качественных отрицательных особенностей, которые, в свою очередь, отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
§ 2 Политика социальной защиты детей-сирот в РФ
Ребенок относится к числу физических лиц, наиболее подверженных отрицательному влиянию со стороны государства и общества. Именно поэтому он нуждается в увеличенной, в сравнении с другими субъектами права, юридической защите. В особенности это касается детей – сирот для которых, в свою очередь, необходим набор специфических приемов и методов, а кроме того наличие особых правовых норм для обеспечения механизма защиты и реализации прав и свобод ребенка.
Комплекс прав ребенка, содержащий также и право на защиту, право на содержание, право на воспитание, в научной литературе иногда именуют правом ребенка на попечение.
Институт опеки и попечительства предусматривает следующие формы устройства детей – сирот:
а) усыновление (удочерение) (гл. 19 СК РФ);
б) опека и попечительство (гл. 20 и 21 СК РФ);
в) устройство в особые учреждения (гл. 22 СК).
Формы устройства могут быть различны, а их применение зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической и демографической ситуации. От лица государства функции опеки и попечительства выполняют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке – законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот, а кроме того лиц из числа детей-сирот во время получения ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения.
Защитой интересов и прав детей – сирот занимаются особо уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет подобных детей, избирают формы их устройства, реализуют дальнейший контроль над условиями их содержания, образования и воспитания [9, c. 37].
Для своевременного выявления подобных детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые, в свою очередь, непосредственно соприкасаются с детьми (школ, садов, детских поликлиник и т.д.), а кроме того на граждан, которые располагают сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения либо при самостоятельном выявлении детей -сирот органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их интересов и прав и решают вопрос о форме устройства и последующем воспитании ребенка.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, 1 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. Она определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Последние базируются на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Ясно вырисовываются две ведущие силы, которые, в свою очередь, занимаются проблемой сиротства:
1. Государство, которое, в свою очередь, играет ключевую роль, как в плане организационном (институты, структуры), финансовом, кадровом, так и идеологическом.
2. Общественные организации (так называемые НКО), роль которых, в свою очередь, в решении вопроса сиротства – действовать не вместо государства, а вместе с ним, закрывая те сферы, где государство по каким-нибудь причинам действует недостаточно результативно.
Кроме упомянутого выше «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», существуют еще несколько достаточно крупных организаций, которые, в свою очередь, последовательно и давно занимаются решением проблемы сиротства: «Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения», «Агентство социальной информации», реализующее федеральную информационную кампанию «Наши дети», направленную на информирование общества о проблеме сиротства, благотворительные фонды «Виктория» и «Расправь крылья».
Таким образом, защита прав и интересов детей – сирот вызвана тем, что дети представляют собой наиболее сложную и уязвимую категорию, поскольку, изначально имея равные права с остальными, фактически обладают гораздо меньшими возможностями их реализации.

Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них, воспитание детей является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Отсюда к решению проблем воспитания детей необходимо подходить комплексно на уровне не только государства, но и школы, семьи, общества, на педагогической и юридической основе.
В России существуют разнообразные учреждения для детей-сирот и детей. К ним относятся образовательные учреждения, в которых, в свою очередь, содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и иные учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка.
Основную роль в развитии детей-сирот, играет поддержание их прав и гарантий. Чрезвычайно большое внимание здесь играет содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие личности детей-сирот. Право на бесплатное медицинское обслуживание, право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты являются обязательными атрибутами социального государства.
Конституция РФ закрепила приоритет семейного воспитания детей, так как семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка, потому как одно из главных назначений семьи – это создание условий для нормального развития и воспитания детей [2].
У технологий социальной работы с детьми-сиротами имеются свои особенности, общие технологии – имеют сходства в применении к другим категориям детей; частные технологии ориентированы на выбор методов, которые максимально приближены к реальной практике жизнедеятельности, т.к. именно такой подход позволяет преодолеть проблемы социализации у детей-сирот.
Цель исследования – определить технологии социальной работы с детьми-сиротами.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

14 − десять =