Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста | Пример курсовой работы

Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Цель исследования: выявить основные методические особенности эстетического развития средних дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Таким образом, эстетическое развитие личности – процесс становления и совершенствования эстетического сознания и эстетической деятельности личности. Все эти качества личности необходимо развивать уже в раннем детстве, сосредотачиваясь на определенных направлениях, выбирая средства, формы и методы учитывая возрастные особенности детей, прежде всего на особенности их эстетического восприятия.

1.2. Формирование эстетического вкуса у детей среднего дошкольного возраста

Эстетическое восприятие является специфической деятельностью, при которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с эстетических позиций. На его основе формируется художественное восприятие – познание действительности средствами различных видов искусства. Благодаря художественному восприятию ребенок познает себя, свои взаимоотношения с окружающим миром в «мысленном поле» художественных образов путем эмоциональной идентификации [15, c. 4].
Динамика становления эстетического восприятия дошкольников зависит от их способности к эмоционально-эстетическому переживанию, которое имеет специфические особенности в раннем, младшем, старшем дошкольном возрасте.
Особенности развития эстетических восприятий детей среднего дошкольного возраста.
В среднем дошкольном возрасте дети заинтересовываются настроением произведений искусства, замечают связь между содержанием произведения и его выразительными средствами, начинают избирательно относиться к жанрам искусства и конкретных произведений, сравнивать их. Многие из них проявляют художественные интересы, стремление к творчеству, испытывают радость от создания простых стишков, песенок, рисунков. Взрослые должны максимально поддерживать ранние творческие стремления детей, стимулировать развитие художественно-творческой практики, заботиться об обогащении детей жизненными впечатлениями, опытом в различных видах художественной практики.
На основе эстетических знаний, восприятий, чувств, идеалов, суждений формируются эстетические вкусы.
Эстетические вкусы – это устойчивое эмоционально-оценочное отношение человека к прекрасному, что имеет выборочный, субъективный характер. Поэтому не может быть каких-то стандартных вкусов. Это чувственная категория, связанная прежде всего с индивидуальным видением и индивидуальным восприятием [33, c. 13].
Конечная цель эстетического воспитания – формирование готовности человека к эстетической деятельности как важного компонента эстетической культуры. Существуют различные виды такой деятельности:
организация эстетической среды, в которой живет, работает, учится, отдыхает человек;
конкретная творческая деятельность в области искусства, литературы и др.;
пропаганда искусства, эстетических идеалов;
эстетическая выразительность в учебной, производственной, бытовой деятельности;
выявление эстетической культуры во взаимоотношениях с людьми.
Итак, эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, что способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к миру.
Эстетическое воспитание ребенка – процесс, который формируется под влиянием различных жизненных обстоятельств и действий, наделенных эстетическими средствами. Выражая свои эстетические суждения о вещах и явлениях, дети дошкольного возраста переживают определенные эстетические чувства. Педагогически организованный процесс эстетического воздействия на редних дошкольников имеет целью не только ознакомление их с различными видами и произведениями искусства, но и предполагает освоение детьми прекрасного в искусстве и окружающей среде и является процессом эстетически правильной организации всего детской жизни.
Если эстетическое воспитание рассматривать как процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности; способность к творческому самовыражению, то эта способность требует сознательного, целенаправленного, планомерного и систематического развития личности [36, c. 71].
Основой, на которой осуществляется эстетическое воспитание средних дошкольников является определенный уровень художественно-эстетической культуры личности, ее способности к эстетическому освоению действительности. Этот уровень проявляется как в развитии всех компонентов эстетического сознания (чувств, взглядов, переживаний, оценок, вкусов, потребностей и идеалов), так и в развитии умений и навыков активной преобразовательной деятельности в искусстве, труде, быту, человеческих взаимоотношениях. Формирование у средних дошкольников определенной системы художественных представлений, взглядов, которые смогут помочь им выработать в себе действующие критерии эстетических ценностей, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, начиная с восприятия окружающей среды [36, c. 83].
Эстетическое воспитание пронизывает все сферы детской жизни, оно обеспечивается всеми звеньями воспитания и использует богатство и разнообразие его средств. Задачей эстетического воспитания является не только расширение художественного восприятия, услышанных музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регуляция и коррекция поведения.
Проблема эстетического воспитания детей достаточно широко раскрыта в трудах ученых: Е.Флерина, С. Русова, Б.Лихачев, М.Рукавицин, В.Сухомлинский, Ушинский, Е. Тихеева, В.Шацкая, Л. Выготский, Д. Кабалевский. Наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания М. Рукавицын, который считает конечной целью эстетического воспитания гармоничную личность, всесторонне развитого человека: образованного, прогрессивную, высоконравственного, в которой присутствует умением трудиться, желание творить, понимать красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Кроме формирования эстетических чувств детей, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в обеспечение всестороннего развития. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его знания о мире, мире человека в природе.
Главными ориентирами, определившими стратегические направления современных исследователей эстетического развития детей среднего дошкольного возраста, является понимание ребенка как личности, уважение его прав и творческих проявлений, обогащение его эмоциональной сферы, организация деятельности, направленная на овладение знаниями о мире и искусстве, прекрасном и возвышенном. Дошкольный период детства признан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, нормирования общечеловеческих ценностей.
Эстетическое воспитание способствует возможности художественного развития каждого ребенка. Оно формирует самостоятельную художественную деятельность, что возникает по инициативе детей, отвечает их интересам и потребностям и требует: особого отношения взрослого, косвенного педагогического руководства для сохранения интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. 
Театрализованная деятельность является одной из наиболее интересных и перспективных видов деятельности, которые позволяют развивать эстетическое начало в дошкольнике, осуществлять эстетическое воспитание. Организация театрализованной деятельности осуществляется в несколько этапов и предполагает активное участие детей в подготовке и воплощении театрального замысла.
Цель исследования: выявить основные методические особенности эстетического развития средних дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!