тактика тушения пожаров на предприятиях машиностраения | Пример курсовой работы

тактика тушения пожаров на предприятиях машиностраения

Цель исследования: изучить тактику тушения пожаров на предприятиях машиностроения.

Многоэтажные здания устраивают для размещения отдельных производств с вертикальным технологическим процессом или для изготовления мелких трудоемких изделий. В таких зданиях размещают лаборатории и конструкторские бюро, вспомогательные и административные помещения. Наибольшее применение имеют здания 3-5 этажные. Эти здания выполняют по схеме с полным каркасом, основными частями которого являются колонны и ригели.
Наиболее сложные пожары могут в цехах, имеющих разветвленную сеть подземных сооружений в виде маслотуннелей и маслоподвалов, кабельных туннелей и электроподвалов машинных залов, размерами до 10тыс.м2 при высоте помещений 4-5м и более[6].
Маслоподвалы имеют длину до100м, ширину до 10м и высоту до 7м и не имеют оконных проемов. Вход в маслоподвалы осуществляется через цеха. Масло в подвалах хранится в емкостях по 40-50м3 с общей массой масла 100-150 тонн и более.
Горючая загрузка (в виде масла) колеблется в пределах 300-700 кг/м2.От маслоподвалов ответвляются один или несколько туннелей, в которых располагают маслопроводы или электрокабели[2].
Горючая загрузка кабельных туннелей составляет 100кг на 1 метр длины туннеля. Перегородки туннелей с металлическими дверьми (предел огнестойкости 15-20мин.) не выполняют роль противопожарных преград.
Промышленные здания насыщены станочным и другим оборудованием, создающим определенную горючую нагрузку помещений. В каждом станке содержится определенное количество масла для смазки гидропривода, зажимных приспособлений. Значительное +количество горючих жидкостей применяют в процессах тонкой шлифовки, на испытательных стендах, в прессовом оборудовании, в термических цехах закалочных ванн и баков, а также в качестве горючего для пламенных печей.
Современные предприятия имеют много конвейерных и поточных автоматических линий.
В цехах имеются мостовые краны, тяжелое оборудование, расположенные в одноэтажных зданиях. Цеха, не имеющие крупногабаритного и тяжелого оборудования иногда размещаются в многоэтажных зданиях. В помещениях цехов имеются покрасочные участки с применением нитрокрасок и эмалей, упаковки и консервации деталей, кладовые с дорогостоящими комплектующими. Одни цеха блокируются с другими, а также с подсобными складскими, вспомогательными помещениями, что увеличивает вероятность возникновения и перехода огня, особенно по конвейерам и автоматическим линиям.
Наибольшую опасность возникновения пожара представляют окрасочные и сборочные цеха. Наиболее распространен метод покраски с воздушным распылением[6].
В состав окрасочных цехов входят производственные отделения или участки:
– подготовки поверхностей под окраску;
– грунтование;
– сушка и отделка окрашенных поверхностей;
– краскоприготовительные или краскораздаточные кладовые;
– кладовые химикатов и лакокрасочных материалов.
Окрасочные участки могут размещаться в одном здании с другими производствами и могут быть в многоэтажных зданиях на верхних этажах. Лакокрасочные материалы доставляются транспортом, а при большом употреблении (200-250кг в смену) по трубам, прокладываемым в каналах ниже уровня пола. В цехах окрашиваются вагоны, автобусы, автомобили, трактора, станки и т.п. Окраска может быть при движении изделия или в неподвижном состоянии. При покраске пульверизатором значительное количество паров растворителей (бензола, сложных эфиров, спиртов и др.), поступает в окружающую среду, кроме того в цехах имеется запас растворителей и красок, все это создает возможность возникновения и распространения пожара в окрасочных цехах.
Горючая загрузка в металлургических и машиностроительных цехах складывается:
– горючие конструкции покрытий;
– масло для гидроприводов, зажимных приспособлений;
– смазка станков;
– смазка поточных линий в прессовом оборудовании;
– испытательные стенды термических цехов;
– топливо для пламенных печей (газ, жидкость)[2].
Значительная горючая загрузка может быть в сборочных, механосборочных и механических цехах.
В механических цехах имеются кладовые масел, которые применяют для смазки станков. Осложняют обстановку в этих цехах конвейеры и транспортеры. Оборудование находится под высоким напряжением, в цехах имеются кабельные туннели и маслоподвалы.
Горячие цеха (кузнечные, кузнечно-прессовые, термические и литейные) имеют определенную опасность возникновения и распространения пожара. Общим для этих цехов является:нагрев металла или изделий из него до высоких температур в нагревательных или плавильных печах. Горючая загрузка в таких цехах составляет 24-28кг/м2.
Механические цеха не имеющие тяжелого и крупно-габаритного оборудования, а также мостовых кранов, иногда размещаются в многоэтажных зданиях.
Много горючих жидкостей применяется в прессовом оборудовании, в закалочных ваннах, а также в качестве топлива (ЛВЖ, ГЖ и газы) для пламенных печей.
Развитие пожаров на предприятиях металлургии и машиностроения
Пожары на данных предприятиях чаще всего возникают в подвальных помещениях машинных залов, кабельных помещениях, маслоподвалах, на горючих покрытиях.
При пожаре в маслоподвале создается сложная обстановка. Гореть может разлившееся масло, которое может непрерывно пополняться при истечении его через фланцевые соединения, трещины и отверстия, образовавшиеся при аварии. По мере распространения пожара возможна деформация и разрушение масляных баков, что приведет к еще большему увеличению площади пожара.
Из-за отсутствия в маслоподвале окон при горении быстро повышается температура и происходит плотное задымление. Дым через дверные проемы и лестничные клетки распространяется в цех, в результате чего очень трудно подойти к подвалу и ввести в него силы и средства тушения.
Пожар через дверные проемы и отверстия в местах прохождения маслопроводов и электрокабелей может также распространяться в маслотуннели и кабельные туннели. Не исключено распространение пожара и по дренажной системе.
Наличие пожароопасных участков во многих случаях приводит к тому, что возникший в цехе пожар уже через 10-15 минут, а на покрасочных участках еще быстрее приобретает значительные размеры.
Распространению пожара в окрасочных цехах способствует запас растворителей, лаков, красок и их паров в воздухе, наличие сухих пленок нитрокраски и лаков на поверхности пола и стенах вблизи рабочего места, а также на внутренних поверхностях воздуховодов, вытяжной вентиляции. Распространению пожара способствуют конвейеры и транспортеры.
При пожарах на металлургических предприятиях возможно[6]:
– быстрое распространение огня в маслопроводах, кабельных туннелях и этажах, транспортерных галереях, на покрытиях большой площади и в системах гидравлики под высоким давлением;
– возникновение и распространение пожара ниже уровня земли и на большой высоте;
– плотное задымление больших объемов, распространяющееся на значительное расстояние от очага горения;
– разливы расплавленного металла и шлака;
– факельное горение газов и жидкостей, находящихся в аппаратах и трубопроводах под давлением;
– загазованность территории аммиаком, коксовым, доменным и другими газами, взрывы газа и сажи.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В целях повышения готовности подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на предприятиях машиностроения разрабатываются планы и карточки тушения пожаров.
Тушение пожаров в зданиях цехов машиностроительной промышленности имеет свои особенности, которые обуславливаются характером технологического производства, конструктивными особенностями зданий, свойствами пожарной нагрузки и другими факторами.
Боевое развертывание и введение сил и средств на тушение одновременно осуществляют в двух направлениях: внутрь знания для тушения покрытия, защиту несущих конструкций и оборудования, а также для предотвращения распространения огня и на покрытие для тушения и защиты покрытия, для разборки конструкций и ликвидации скрытых очагов горения.
Для эффективной ликвидации пожара важно правильно рассчитать силы и средства для тушения тушение пожаров на предприятиях машиностроения. Расчет производится из учета характеристики объекта; времени с момента возникновения пожара до сообщения о нем; линейной скорости распространения пожара; силы и средства, предусмотренные расписанием выездов и время сосредоточения их; интенсивности подачи огнетушащего вещества.
Цель исследования: изучить тактику тушения пожаров на предприятиях машиностроения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!