Тактика допроса несовершеннолетних | Пример курсовой работы

Тактика допроса несовершеннолетних

Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.

Особое место в изучении личности несовершеннолетнего занимает определение особенностей его темперамента и характера, что значительно упрощает установление психологического контакта с допрашиваемым, позволяет правильнее понимать особенности его поведения, дает возможность варьировать нужным образом тактические приемы допроса.
Решая вопрос о приглашении педагога для участия в допросе несовершеннолетнего, необходимо учитывать целесообразность вызова того или иного конкретного лица. Естественно, предполагается незаинтересованность педагога, отсутствие неприязненных отношений, а отсюда и предвзятости, как со стороны педагога, так и допрашиваемого. В ряде случаев в связи с характером дела, ролью в нем несовершеннолетнего, его индивидуальными особенностями должно учитываться мнение самого допрашиваемого о вызове на допрос определенного педагога. При подготовке к рассматриваемому следственному действию необходимо продумать время и особенности вызова допрашиваемых.
С другой стороны, несовершеннолетние остро реагируют на эмоциональное воздействие. При восприятии событий, способных вызвать у допрашиваемого сильные переживания, может наступить психологическая заторможенность, затрудняющая правильное воспроизведение (особенно это касается потерпевших). В этих случаях необходимо отложить допрос, пока ребенок не успокоится.
Согласно ч. 4 ст. 188 УПК РФ лица, не достигшие возраста шестнадцати лет, вызываются на допрос через законных представителей либо через администрацию по месту работы или учебы допрашиваемых. Последний вариант предпочтительнее, когда допрос, во избежание нежелательного влияния на несовершеннолетнего, нужно произвести тайно от родителей и других родственников. Однако следователю необходимо осторожно подходить к реализации на практике данного положения, так как подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы, что может повлиять на отношение несовершеннолетнего к самому допросу.
Важным вопросом, подлежащим разрешению при подготовке к рассматриваемому следственному действию, является выбор места производства допроса. В каждом конкретном случае он должен определяться характером совершенного преступления, психологической атмосферой расследования и собранными сведениями о лице, которое предстоит допросить. Так, например, малолетних, а также застенчивых подростков целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке, в условиях, наиболее приближенных к их повседневному окружению: в школе, дома или в детском саду. В помещении полиции или прокуратуры указанные лица теряются, начинают бояться, перестают доверять даже близким взрослым. Незнакомая обстановка может затормозить процессы мышления у малолетних, что будет препятствовать даче ими исчерпывающих показаний. Малолетних, легкомысленно относящихся к случившемуся, а также подростков с развязным, дерзким поведением, наоборот, целесообразно вызывать для дачи показаний в помещение полиции или прокуратуры и допрашивать в официальной обстановке, которая подчеркнет важность выполняемой ими функции. При этом необходимо убрать вещи, которые могут отвлечь внимание допрашиваемого, посадить его в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т.д., чтоб несовершеннолетний мог сосредоточиться на предмете допроса.
Итогом подготовки к рассматриваемому следственному действию должно явиться составление письменного плана. Следователю необходимо точно сформулировать вопросы, продумав, насколько та или иная форма будет доступна для понимания допрашиваемого. Главное же требование, предъявляемое к вопросам, заключается в том, чтобы они не носили наводящего, внушающего характера. При этом необходимо отметить, что внушающими могут быть не только существо и форма вопроса, но и место его среди других вопросов.
Таким образом, перечисленные нами группы тактических приемов, последовательно реализуемых в ходе стадии подготовки к допросу, способствуют обеспечению и пополнению информационной базы допроса (в первую очередь, получении достаточных сведений о личности несовершеннолетнего), а также процессуальной и тактической организации следственного действия.
При составлении плана допроса несовершеннолетнего очень важно учитывать и особенности памяти дошкольника. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются внутри деятельности и зависят от его характера. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление. В некоторых случаях об одном и том же наблюдаемом явлении дети могут давать существенно отличающиеся показания. Одни из них пространные, лишь в общих чертах, другие исключительно подробные, с ярким описанием. Такие существенные различия в показаниях детей могут объясняться тем, что у некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти. Образы эйдетической памяти по всей яркости и отчетливости приближается к образам восприятия. Ребенок, в процессе допроса вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, как бы снова видит это явление перед глазами и может описать это во всех подробностях. Эйдетическая память – возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, позднее – в период школьного обучения – как правило, утрачивают эту способность.
Допрос можно определить как следственное действие, сущностью которого является получение в установленном уголовно-процессуальном законом порядке информации о расследуемом событии. Помимо вербального общения, в процессе допроса имеет значение и невербальная коммуникация, осуществление которой возможно на основе знания психологии данного следственного действия.
В юридической литературе допрос приятно классифицировать по различным основаниям: процессуальному положению допрашиваемого, возрасту допрашиваемого, составу участников, по последовательности проведения, объему информации, по характеру следственной ситуации. Каждый вид допроса имеет особенности правового регулирования, а, кроме того, различается и тактическими приемами, применяемыми в ходе его производства.
Допросу несовершеннолетнего должна предшествовать тщательная его подготовка. На основе изучения материалов дела и личности допрашиваемого следователь должен определить предмет допроса, место и время его производства, круг лиц, которые имеют право или должны принять участие допроса, решить вопрос о целесообразности применения тех или иных тактических приемов, принять решение о применении дополнительных средств фиксации, составить план допроса.
При допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших следует учитывать их психофизиологические особенности, уровень развития, влияние, которое оказало событие преступления на его психику, что необходимо учитывать при выборе тактических приемов допроса.
Большое значение для достижения поставленных результатов имеет установление психологического контакта с допрашиваемым для чего следователь может как в процессе подготовки, так и в ходе самого допроса использовать помощь специалиста-психолога. Чаще всего допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей проходит в бесконфликтной ситуации, в которой наиболее эффективными являются приемы, направленные на восстановление в памяти забытого.
Уголовно-процессуальная регламентация допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого препятствует использованию следователем значительной части тактических приемов. Выбор тактических приемов зависти от ситуации, в которой производится допрос. В бесконфликтной ситуации целесообразно использовать тактические приемы, направленные на оказание помощи допрашиваемому в восстановлении в памяти забытого, сочетая их с максимальной детализацией показаний. В конфликтной ситуации возможно использование такого тактического приема, как предъявление доказательств, а при их недостаточности – сознательного допущения легенды, сочетая его также с приемами детализации, постановки повторных вопросов в отношении ранее выясненных обстоятельств и т.п.
Показания несовершеннолетних фиксируются в протоколе допроса, составляемом с соблюдением требований УПК РФ. Показания несовершеннолетних и особенно малолетних необходимо по возможности заносить в протокол дословно, сохраняя индивидуальные особенности речи. При использовании слов и выражений, характерных для молодежной субкультуры, необходимо выяснить, что именно понимает допрашиваемый под этими терминами. В качестве дополнительных средств фиксации применяют видеозапись, звукозапись, наглядные средства фиксации.
Цель курсовой работы – выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!