Связь между психикой и мозгом | Пример курсовой работы

Связь между психикой и мозгом

Цель данной работы заключается в раскрытии взаимосвязи психики и мозга.

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, которые занимают 30% общей поверхности коры больших полушарий. Повреждение лобных долей влияет на высшие формы поведения, связанные с интеллектом, обучением, мышлением. Многочисленные клинические факты свидетельствуют, что повреждение лобных долей приводит к нарушениям в личностной сфере человека, ее характере.
Также установлено, что психические функции определенным образом поделены между правым и левым полушариями. Оба полушария способны получать и обрабатывать информацию в виде образов и в форме вербальных стимулов (слов), но существует межполушарная функциональная асимметрия головного мозга – разная степень выявленности тех или иных функций в левом и правом полушариях.

2.2. Строение головного мозга
Мозг человека – чрезвычайно сложная система, которая работает как дифференцированное целое.
Головной мозг состоит из двух частей – правой и левого полушарий, включающие кору головного мозга. Кора головного мозга – верхний слой полушарий – это, прежде всего, нервные клетки. Их называются нейронами.
По данным исследователей, мозг состоит из 100 миллиардов нейронов – индивидуальных нервных клеток. Каждая такая клетка головного мозга связана с примерно 15000 других нейронов и создает свою сеть, которая объединяет и сохраняет большое количество информации Нейроны объединены в крупные сети и является основой для функционирования всех психических явлений: процессов, состояний, интеллекта и сознания.
Каждый нейрон уникален по форме и размеру и состоит из волокон, принимающих входные сигналы, основного тела, которое принимает сигнал (информацию) и передает нервные импульсы по волокну, и волокон, которые выносят сигнал из тела нервной клетки.
Связь этих волокон обеспечивает передачу сигналов между нейронами Каждый нейрон подобен микроскопической биологической батарейки, благодаря которой в нервной клетке и вокруг нее живут электрически заряд. Нейроны имеют либо положительный, либо отрицательный электрический заряд и могут находиться в состоянии покоя, возбуждения или потенциала.
Нервные импульсы имеют не только электрическую, но и химическую природу. Последняя связана с функционированием синапсов. Синапс – это микроскопический пространство между двумя нейронами, через которые передаются сигналы. Функции головного мозга исследовали И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Г.С. Костюк и др. их взгляды имели прогрессивное значение для развития не только физиологии, но и психологии..

В наше время существует несколько альтернативных теорий, требующих ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.
Согласно теории психофизического параллелизма, психическое и физиологическое создают два самостоятельных ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но не пересекаются и не влияют друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него по своим собственным законам.
В теории механического тождества психические явления рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Эта теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов.
В теории единства мозга и психики утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но имеют отличия по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносяться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями – функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика – системная особенность мозга, которая реализуется с помощью многоуровневых функциональных систем, которые формируются у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и общей деятельности, обучения и общения.
Итак, психика – это высшая форма психического отражения, присущая высокоорганизованным живым организмам, функция мозга, заключающаяся в возникновении системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах этого мира, являющаяся механизмом активного приспособления (адаптации), регуляции поведения и деятельности в окружающей среде.
Принято выделять три вида психических явлений, а именно:
1) психические процессы,
2) психические состояния,
3) психические свойства.
Психика тесно связана с понятием нервная система – это иерархическая структура нервных образований у позвоночных и человека; центральный регулятор, который обеспечивает жизнедеятельность организма как целого.
Нервная система делится на 3 части:
– центральную, которая состоит из головного и спинного мозга;
– периферическую, которая состоит из спинномозговых и черепно-мозговых нервов;
– вегетативную, которая обеспечивает иннервацию внутренних органов и желез.
Головной мозг – центр психической деятельности. Он состоит из двух полушарий – правого и левого; промежуточного, среднего, заднего, переднего мозга. Наиболее значительную часть последнего составляет кора больших полушарий.
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – это свойства распределения психических функций между правым и левым полушариями.
В настоящее время выделяют несколько видов функциональной асимметрии:
– моторную асимметрию – неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемых каждым полушарием мозга;
– сенсорную асимметрию – неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела;
– психическую асимметрию – специализацию полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.
Левое полушарие участвует в аналитических процессах, это база для логического мышления, оно обеспечивает речевую деятельность – ее понимание и построение, работу со словесными символами. Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление. Оно принимает аналитическую и последовательную переработанную информацию с привлечением фактов, логики. В левом полушарии информация, приходящая из соматосенсорной зоны, соединяется с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (т.е. сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определенную линию поведения.
Таким образом, левое полушарие отвечает за интеллектуальный уровень человека.
Правое полушарие, в свою очередь, отвечает за творческие невербальные способности, оно обеспечивает конкретно-образное и интуитивное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Правое полушарие отвечает за узнавание предметов, цвета, формы, различение голосов. Оно перерабатывает информацию целостно и одновременно, не рассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета или явления. Правое полушарие следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменением настроения. Оно объединяет всю информацию, приходящую из соматосенсорной зоны, сообщающую относительное положение тела в пространстве.
Головной мозг – очень сложная, запутанная система. Тот или иной участок мозга в той или иной степени привязан к выполнению конкретных функций. И связан он с теми участками, с которыми необходимо обмениваться информацией. Исследования локализации функций проводятся, например, с помощью изучения характера поражений головного мозга. Например, нарушение затылочных отделов коры головного мозга приводит к поражению зрения, а височных долей больших полушарий — к нарушению речи.
Однако далеко не всегда удается точно распознать характер исполняемой функции. В нейропсихологии были получены факты, свидетельствующие о том, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур. Может быть и наоборот, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить к различным нарушениям. В целом работа мозга и психики наукой еще далеко не изучена. Нет целостного видения психофизиологического уклада, нет поэтому и точного понимания отдельных функций отдельных участков.
Цель данной работы заключается в раскрытии взаимосвязи психики и мозга.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!