Сущность современного российского права

Цели и задачи

Цель исследования рассмотреть сущность российского права, через изучение особенностей системы российского права и правосознания с правовой культурой россиян.

Введение и актуальность


Главным условием формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения индивидуумов социума, для развития уважения к праву и личного убеждения граждан соблюдать нормы права. Существуют следующие формы правого воспитания в виде самообразования, развития правовой культуры в рамках семьи, общеобразовательных и специализированных учреждениях, распространения правовой информации через СМИ. При этом необходимо помнить, что правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру . 
В системе правового воспитания Кваша А.А., выделяет стадии передачи, накопления, усвоения правовой информации, при этом он уточняет: «Необходима обязательность для личности соблюдения норм права и формирования навыка использовать полученные знания» .
Певцов Е.А. в своих исследованиях содержанием правового воспитания выделяет совокупность мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры .
Правовое воспитание взаимосвязано с юридическим образованием и обучением навыкам использования полученных знаний. Одновременно с этим нужно рассматривать правовое воспитание в широком и узком смысле этого слова. В первом значении это формирование правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние внешних и внутренних факторов. Во втором значении правовое воспитание это один из видов общественной деятельности, выражающийся в активности государственных и негосударственных организациях .
При такой высокой теоретической разработанности темы правового воспитания до сих пор так и нет общей концепции правового воспитания. С одной стороны должностными лицами пропагандируется идея её необходимости. Наблюдается запрос в обществе, на широкое распространение правого воспитание практических результатов пока нет.
Таким образом, в силу исторических обстоятельств только в советский период истории в нашей стране начала формироваться основа концепции правового воспитания, что в советский период её развития, что в современной правой науке наблюдается широкая теоретическая разработанность данной темы, но мало данных о практических результатах правового воспитания.

Заключение и вывод


При написании данной курсовой работы рассматривая сущность российского права, через изучение его особенностей и правосознания с правовой культурой россиян был изучен исторический путь эволюции правовой культуры и правосознания повлиявшего на формирование российской правовой системы, рассмотрена эволюция российского правового воспитания и дана наиболее полная характеристика чертам российской системы права.
Исторический путь нормативно-правового акта, как основного источника права в России формировался в период объединения русских земель в Московское централизованное государство. В то время Правовой обычай еще сохранял значение основного источника права. Но Судебник 1550 года предписал решать все судебные дела в соответствии с этим судебником. Законодательные нормы еще не охватывали всего массива общественных отношений, требующих правового регулирования и многие сферы находились под властью обычного права. Это влияние проявлялось и в том, что в актах государственной власти часто находили закрепление обычно-правовых норм.
Закон и иные источники права в период Российской империи используются государственной властью в качестве инструмента преобразований, и в силу этого часто не согласуется с обычным правом. Поэтому часто появляются различные виды новых нормативных актов, происходит их отраслевая дифференциация, акты различаются по юридической силе. Совершенствуется законодательная техника, в XIX веке все нормативно-правовые акты систематизированы в Своде законов Российской Империи, не имевшем аналогов в зарубежных странах.
Нормативно-правовой акт – основной источник права в СССР: понятие, виды и соотношение с иным источником права сформировались именно в советский период, в этот правовой период в правовой науке начинал активно применяться термин «нормативно-правовой акт» и сформулировано соответствующее понятие.
Правовая система современной России принадлежит к романо-германской системе права, с сохранившимися чертами социалистической правой системы, носит многоуровневый и иерархический характер, после развала Советского Союза в духе времени были отредактированы кодифицированные источники гражданского, трудового и семейного права.
Современная правовая система России продолжает развиваться, претворяя в жизнь правовую политику, отвечающую интересам, как всего общества, так каждого отдельного индивидуума. В течение последних десяти лет произошло полное обновление отраслей частного права, были приняты и в последующем отредактированы, кодифицированные источники гражданского, трудового и семейного права. Изменилась доля правоотношений регулируемых гражданским правом, можно с уверенностью сказать, что сейчас оно стало ведущей отраслью подсистемы частного права, при этом в ряде Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации есть пояснения о применения в одних случаях гражданского, в других случаях трудового права.
В истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить разнообразные подходы к объяснению сущности и природы источников права. В России основным источником права является Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающей высшей юридической силой и направленной на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д. В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие .
Особое положение нормативно-правового акта по отношению к иным элементам системы источников права объясняется наибольшими координационными возможностями и широкой сферой применения, именно к нормативно-правовым актам относят источники права высшей юридической силы: Конституцию РФ и федеральные конституционные законы.
При упорядочении законодательства объем массива правовых актов продолжает расти, и даже при объединении правовых актов в единую согласованную систему должен обеспечиваться оптимальный информационный поиск и ознакомление с необходимой правовой информацией.
Роли судебной практики в системе российского права до сих пор не дана однозначная оценка – в нашей правовой доктрине до сих пор не определены однозначно понятия и признаки судебного прецедента. Такая неопределенность не может служить укреплению и стабильности правовой системе, но и признание источником права всей судебной практики может привести, в нашей далеко не идеальной системе, к хаосу в системе иерархии источников права. Важно понимать, что судебный прецедент – это не институт, не отдельная правовая единица, это комплекс проблем, требующих разрешения и актуализации. При всей неопределенности многие правоведы признают источником права решения Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, но еще рано говорить обо всей судебной практике, как источнике права.
При этом ввиду неизбежных в законодательстве пробелов в процессе применения правовых норм суд и арбитраж для урегулирования возникающих споров вынужден в некоторых случаях выходить за формальные рамки действующего гражданского законодательства, не дожидаясь внесения в него изменений. Со ссылкой на этот практический опыт в юридической литературе было высказано мнение о том, что решения судов и арбитражей, формируемые в общей форме в постановлениях высших органов по разъяснению норм законодательства, имеют нормативный характер.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ