сущность и особенности особых экономических зон | Пример курсовой работы

сущность и особенности особых экономических зон

Цель работы: Рассмотреть сущность и особенности особых экономических зон.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом процесс создания и функционирования особых экономических зон в РФ происходил непоследовательно и беспорядочно, во-первых, из-за отсутствия до 2005 года законодательной базы, во-вторых, из-за постоянной борьбы и несогласованности в действиях между регионами и центром при предоставлении льгот и привилегий ОЭЗ, а также за контроль над ними.
На сегодняшний день в России существует четыре типа свободных экономических зон: промышленно-производственные (ППЗ), туристско-рекреационные (ТРЗ), технико-внедренческие (ТВЗ) и портовые (ПОЭЗ). По данным Минэкономразвития России на 1 января 2013 года большинство существующих ОЭЗ в России функционируют неэффективно – средневзвешенные значения оценки эффективности функционирования ОЭЗ не достигает даже 4. На рисунке указаны средневзвешенные значения оценки эффективности функционирования по всем типам ОЭЗ.
Исходя из данных показателей, ОЭЗ в России не в полной мере способствуют активизации, расширению внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности, привлечению иностранного и отечественного капитала, повышению конкурентоспособности национального производства, не могут решить задачи территориального развития, развития регионов, а следовательно, и всей страны в целом.
Столь низкая эффективность и проблемы могут быть вызваны многими причинами. Во-первых, большинство ОЭЗ имеют огромные размеры территорий, естественно, такие территории требуют эффективного управления и контроля, а также крупных капиталовложений для инфраструктурного обустройства, но такие вложения государство не в состоянии обеспечить.
И что касается конкретно проблемы зонирования ОЭЗ, которые изначально создавались огромными только для получения иностранных или федеральных инвестиций и обеспечения льгот и преимуществ, но не для развития региона или страны, то здесь можно говорить о двух факторах, повлиявших на решение данной проблемы – отсутствие конкретных сложившихся теоретических и практических взглядов на зонирование ОЭЗ и также отсутствие полноценного согласованного законодательства о зонировании территорий ОЭЗ.
Как вариант решения данной проблемы может быть опыт создания профильных комиссий, которые бы проводили аналитическую и оценочную работу всех показателей, плюсов и минусов создания той или иной ОЭЗ, группировали бы отчеты и предоставляли бы их Правительству РФ на рассмотрение и принятие окончательного решения по поводу присвоения территории статуса ОЭЗ.
Также хочется выделить третью немаловажную проблему, связанную с нехваткой квалифицированных кадров в созданных ОЭЗ. Особенно это заметно, например, в зонах, носящих специфический характер (ядерная химия, медицина, автопроизводство и т.д.).
Для решения этой проблемы также может быть использован опыт создания инжиниринговых центров (ИЦ), ориентированных на инновационные отрасли промышленности. Также возможно сотрудничество резидентов с учебными заведениями по подготовке или переподготовке, если в этом есть необходимость, специалистов или вовсе создание образовательных центров для завершения обучения с учетом специфики компании на базе ОЭЗ.
Также стоит отметить, что в отчете о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 год видно, что реальное количество созданных рабочих мест не соответствует запланированному (таблица).
Подводя итог, можно сказать, что наличие или создание особой экономической зоны ещё не говорит о том, что конкретный регион выйдет вперед. В России в данной сфере существует ещё множество проблем.
Но осознание всей значимости сохранения и усиления геостратегической роли Дальнего Востока для укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе продуцирует все новые и новые инициативы российского правительства по успешному решению этой задачи.
Безусловно, все они требуют глубоких политико-экономических обоснований с участием экспертного сообщества и дальневосточного населения. Безусловно, на этом направлении предстоит сделать многое, потому что для повышения эффективности функционирования ОЭЗ необходимы постоянные совершенствования и преобразования.
Понятие особых экономических зон (ОЭЗ) можно определить как часть территории государства с особым юридическим статусом и имеющую особый режим осуществления предпринимательской деятельности, которая создана для достижения определенных целей развития страны, прежде всего для привлечения инвестиций, создания производств и рабочих мест.
Современная государственная региональная экономическая политика в основном базируется на создании одинаковых условий и механизмов для всех территорий, что приводит к большой дифференциации в развитии субъектов РФ.
Многие территории России ищут выход из кризисного состояния путем формирования дополнительных экономических инструментов, включая создание особых зон, которые более полно учитывали бы особенности их экономического и природного потенциалов.
Идея создания особых экономических зон (ОЭЗ) давно и успешно используется в мировой практике. В СССР первые шесть зон свободного предпринимательства были созданы в 1990 г., но опыт их функционирования нельзя назвать успешным. С конца 1990-х годов в России создаются наукограды в соответствии с Федеральным законом “О статусе наукограда РФ”. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры.
Но государство с самого начала не рассматривало наукограды как элемент механизма реализации своей научно-технической политики. Органы управления не заинтересованы в реальном инновационном развитии наукоградов и увеличении их количества: если первые наукограды создавались на 25 лет (Обнинск, Королёв), то последние получили этот статус только на пять лет (Петергоф, Бийск).
В 2005 г. активизировался процесс создания ОЭЗ нового типа. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. “Об особых экономических зонах в РФ” определил возможность создания особых зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих.
На настоящем этапе специальные экономические зоны утрачивают свое первоначальное предназначение – привлечение иностранного капитала. Для иностранных инвесторов экономические преференции сводятся на нет, нивелируется разница между налоговой политикой для иностранных и национальных компаний.
Подводя итог, необходимо отметить, что для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России, необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, также создание оптимальных методов контроля за его исполнением. Кроме того обязательным условием является стабилизация правовой и социальной, и конечно же, экономической ситуации в стране. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечит устойчивое развитие территорий дислоцирования ОЭЗ, и в целом экономики страны, что обеспечит ей конкурентоспособность на мировом рынке, усилит процессы интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне.
При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.
Цель работы: Рассмотреть сущность и особенности особых экономических зон.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − 12 =