сущность и особенности организационно-правовых основ деятельности федеральных агентств как элемента системы органов исполнительной власти Российской Федерации

Цели и задачи

Целью работы состоит в том, чтобы с учетом концептуальных разработок юридической науки, доктрины административного права, требований действующего законодательства и правоприменительной практики определить сущность и особенности организационно-правовых основ деятельности федеральных агентств как элемента системы органов исполнительной власти Российской Федерации.

Введение и актуальность


По нашему мнению, при проведении классификации функций исполнительной власти, прежде всего, следует выявить такие функции исполнительной власти, которые не свойственны ни одной другой ветви власти. В отечественной административно-правовой доктрине абсолютизировались два аспекта общественного назначения административного права: как средства управленческого воздействия государства на общественные процессы, то есть как права «администрирование», а также как права «принуждения», что обеспечивало применение государством в отношениях с частными лицами разнообразных средств административного принуждения. Указанные аспекты административного права определяют две функции исполнительной власти, которые долгое время считались основными: управленческую (организационно-распорядительную) и репрессивную (карательно-принудительную).
Итак, по содержательным критериям функции исполнительной власти можно разделить на: управленческую, регулятивную, репрессивную, контрольную, право обеспечительную, правозащитную и функцию ресурсного обеспечения.

Заключение и вывод

Федеральное агентство - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Федеральному агентству присущи следующие общие признаки:
- является федеральным органом исполнительной власти,
- осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.
- возглавляет федеральное агентство руководитель (директор)
- финансирование осуществляется за счет средств федерального или регионального бюджетов.
- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты
- не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
На сегодняшний момент действуют 17 видов федеральных агентств, осуществляющих функции рамках своих компетенций.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Последнее нельзя назвать положительным моментом. Кроме того, среди функций федеральных агентств на сегодняшний день мы не наблюдаем такие как прогнозирование, стимулирование и планирование. Однако, как показывает правовой статус федеральных агентств, выполнение названных функций всё равно ими не исключается.
Проведение комплексного анализа нормативных правовых актов по регулированию деятельности и установлению правового статуса федеральных агентств, принятых после 2004 года, по вопросам структуры федеральных органов исполнительной власти показывает, что в них не нашли свое отражение конкретные цеди и задачи осуществления деятельности рассматриваемых органов власти. Как показывает практика, любой орган власти может эффективно функционировать только при четко сформулированных и конкретизированных целях и задачах. Иначе невозможна полноценная работа федеральных агентств, как и любого другого федерального органа исполнительной власти. На данный момент это является принципиально важным, и поэтому в нормативно-правовых актах надлежит закрепить цели и задачи создания и осуществления деятельности федеральных агентств. Можно, конечно, заметить, что в настоящее время довольно таки широко используется закрепление рассматриваемых целей и задач деятельности некоторых федеральных агентств в локальной документации. Также в своих официальных выступлениях руководители федеральных агентств, ссылаясь на статистические показатели в деятельности федеральных агентств, при разработке планов дальнейшей работы федеральных агентств ставят на будущее определённые цели и задачи перед руководимом им органом власти. Нельзя отметить сложившуюся практику верной, так как деятельность федеральных агентств носит важный характер для функционирования гражданского общества, становления и развития правового государства в России. Поэтому цели и задачи деятельности федеральных агентств должны быть закреплены на федеральном нормативном правовом уровне, который был бы соответственно доступен для широкого круга правоприменителей.
Необходимо обратить внимание и на следующий момент. Доскональный анализ правовых актов, регулирующих и устанавливающих правовой статус федеральных агентств показывает, что не во всех положениях наличествует конкретный перечень оказываемых услуг. В некоторых положениях он является приблизительным. Более того, не во всех постановлениях Правительства Российской Федерации, которые регулируют вопросы деятельности федеральных агентств, функция оказания государственных услуг раскрывается подробно, а лишь обозначается. Поэтому мы можем говорить о неопределённости в деятельности рассматриваемых органов исполнительной власти, что ведет к малой эффективности осуществления ими своим функций по оказанию государственных услуг.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ