Сущность и история становления теории маркетинговых исследований

Цели и задачи

Целью данной работы является теоретическое обоснование маркетинговых исследований как вида исследовательской деятельности, характеристика периодов развития маркетинговых концепций и краткая оценка современного состояния рынка маркетинговых исследований в России.

Введение и актуальность


Исследования в области маркетинга могут быть разделены на две основные категории: постоянные и эпизодические. Маркетинг — непрерывный процесс, происходящий в постоянно изменяющихся условиях. Поэтому систематическое проведение исследований имеет существенное значение, если фирма хочет остаться осведомленной об изменениях основных факторов, определяющих спрос, и быть в состоянии соответствующим образом видоизменять свою политику. Обширную информацию такого типа собирают специализированные организации и государственные ведомства, однако эта информация нередко носит слишком обобщенный характер и не может удовлетворять специфическим требованиям отдельной фирмы. В результате ее приходится дополнять исследованиями, проводимыми самой фирмой.
Кроме того, многие ситуации маркетинга настолько своеобразны (например, выпуск на рынок нового товара), что требуют проведения специальных исследований.
В зависимости от того, в какой ситуации и с какой целью проводятся маркетинговые исследования, существуют разные подходы к порядку их проведения.
Технология проведения исследований в маркетинге подразумевает под собой соблюдение последовательности действий. Только четкая организация процедуры сможет обеспечить максимальную точность результатов.
Маркетинговые исследования структурно состоят из трех стадий: определение проблемы, подготовка мероприятий и непосредственно изучение.
После определения проблемы необходима выработка возможных гипотез происходящего, которые будут максимально реальны при верном построении дизайна и структуры будущих мероприятий.
В этом случае будет возможен действительно творческий подход к разработке и, следовательно, обеспечена эффективность и ценность изучений рынка.
Каждый из учёных-маркетологов предлагает свой порядок осуществления маркетинговых исследований. Так, например, в работах Ф.Котлера, Г.Д. Крыловой, И.К. Белявского, А.А. Бревнова несмотря на определенное сходство протекания процессов маркетингового исследования, есть небольшие отличия в процедурах, входящих в определенный этап. Приведём некоторые из них (приложения 2, 3). Проанализировав их, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным является порядок проведения маркетинговых исследований, состоящий из следующих этапов:
1. Выделение проблемы и задач изысканий. Перед началом любого рода исследований необходимо определить его смысл. Верное решение может быть найдено только при верно поставленной задаче. Низкий оборот или растущее количество неоплаченных счетов – это только симптомы более сложных проблем. Точно сформулированная проблема правильно определит цели маркетинговых изысканий, которые должны быть ясными и детальными, чтобы было возможно их измерить и оценить.
2. Выделений объектов изысканий. Если проблема определена, можно формулировать задачи. Зачастую исследование предполагает решение одной из 4-х задач: разработка, описание, проверка гипотез или прогнозирование.
3. Выработка плана. Самая важная процедура – это разработка проекта предстоящего исследования. Он представляет собой поэтапный план. Он определяет детализацию всех последующих действий. На этой стадии определяются методы, которые будут применены и специфика задач. Здесь же определяются объемы необходимой информации, ее источники и способы получения.
4. Сбор информации. Сбор необходимых данных может осуществляться тремя способами: силами персонала отдела маркетинга, силами специально сформированной группы или профильной маркетинговой организации. Этот этап является наиболее дорогостоящим и рискованным в силу высокой вероятности ошибок.
5. Обработка и анализ полученной информации. Это перевод собранных данных в матричную форму (введение информации в базу, кодирование, корректировка). На этом этапе объемы данных переводятся в осмысленную структурированную информацию.
6. Представление результатов. Полученные в ходе изысканий результаты формируются в документ для представления руководству.
Таким образом, по нашему мнению, наиболее оптимальным является следующий порядок проведения маркетинговых исследований: выделение проблемы и задач изысканий, выделение объектов изысканий, выработка плана, сбор информации, обработка и анализ полученной информации и представление результатов.

Заключение и вывод

В процессе написания работы поставленная цель была достигнута – приведено теоретическое обоснование маркетинговых исследований как вида исследовательской деятельности, дана характеристика периодов развития маркетинговых концепций и приведена краткая оценка современного состояния рынка маркетинговых исследований в России.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1)Проанализированы теоретические подходы к понятию «маркетинговые исследования» и выявлено, что сущность маркетингового исследования состоит в решении определенной проблемы или их совокупности и разработки на этой основе маркетинговой стратегии. Наиболее полным и точным определением маркетингового исследования считаем определение Котляра Ф., который считает, что маркетинговые исследования — это систематический сбор и объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям ;
2)Охарактеризованы такие факторы, влияющие на принятие решения о проведении маркетинговых исследований, как уместность, тип и характер искомой информации, выбор времени, наличие ресурсов, отношение стоимости исследований к получаемой выгоде, результаты исследования рынка;
3)Изложен наиболее оптимальный, по мнению автора, порядок проведения маркетинговых исследований: выделение проблемы и задач изысканий, выделение объектов изысканий, выработка плана, сбор информации, обработка и анализ полученной информации и представление результатов;
4)Изложена краткая история появления маркетинговых исследований в деятельности фирм и их роль в управлении бизнесом;
5)Охарактеризованы периоды развития маркетинговых концепций на Западе и в России. Отмечено, что маркетинг в России, как и на Западе, активно развивался на протяжении ХХ века. Однако это развитие шло неравномерными темпами, прерывалось войнами, революциями и политическими идеологиями. В начале XXI века (в настоящее время) в России изучаются, продвигаются и внедряются параллельно все концепции маркетинга. Российские компании подбирают для осуществления своей деятельности наиболее оптимальные концепции. Российские учёные и практики внесли серьёзный вклад в развитие мировой экономической науки, в том числе, маркетинга;
6)Приведена краткая оценка современного рынка маркетинговых исследований в России - рынок маркетинговых услуг в России активно развивается. На мировом рынке маркетинговых услуг Россия не относится к числу лидеров. В России действует около 200 маркетинговых компаний. Наиболее востребованы услуги маркетинговых компаний в крупных городах. Наиболее востребованная маркетинговая услуга – консалтинговые услуги в области исследований
Таким образом, цель и задачи написания данной курсовой работы реализованы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ