сущность, функции и роль налогов в условиях формирования рынка | Пример курсовой работы

сущность, функции и роль налогов в условиях формирования рынка

Цель исследования – рассмотреть сущность, функции и роль налогов в условиях формирования рынка.

Налоговая система – это совокупность общественных отношений по поводу формирования доходной части бюджета, стимулирования развития производительных сил страны и социально-экономического благосостояния граждан, складывающихся в сфере налогообложения, или влияющих на эту сферу, и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.
Основные элементы любой налоговой системы:
1) текущие и перспективные направления налоговой политики (налоговая стратегия, как составная часть экономической стратегии);
2) экономические характеристики налоговой системы;
3) принципы налоговой системы;
4) система налогов;
5) система налоговых и иных фискальных органов;
6) условия взаимодействия бюджетных и налоговых систем, порядок распределения налогов по бюджетам;
7) формы и методы налогового контроля;
8) ответственность субъектов налоговых правоотношений;
9) порядок и условия налогового производства;
10) способы защиты прав и интересов налогоплательщиков».
Перечисленные выше элементы должны быть в обязательном порядке не только определены, но и подвержены постоянному, системному совершенствованию.
В рамках нашего исследования мы сосредоточились только на двух элементах налоговой системы (третьем и четвертом), поскольку, по мнению автора, их совершенствование, так или иначе, влияет на все оставшиеся элементы. Принципы налоговой системы являются основой для ее функционирования и совершенствования, а система налогов, как видно на рисунке 3, непосредственно определяет содержание большинства элементов налоговой системы.
Особо оговорим, что в действительности, самое большое влияние на все элементы налоговой системы оказывают ее первые два элемента, но их совершенствование скорее носит политический характер и сильно зависит от текущего социально-экономического курса политической власти.
Таким образом, при совершенствовании налоговой системы необходимо четко разделять два возможных направления такого совершенствования: финансовая политика, которая определяет стратегию возможного совершенствования, и налоговая политика, которая формулирует тактические способы совершенствования.

Проведенный анализ показал, что уровень собираемости некоторых важнейших налогов (определяемый как поступление налогов по отношению к их возможному объему, рассчитанному по данным СНС) последовательно снижается. Кроме того, собираемость отдельных налогов чувствительна к макроэкономическим шокам и в силу этого резко падает в кризисные периоды. Чувствительность уровня собираемости налогов к внешним шокам и решениям в области налоговой политики представляет собой дополнительный риск для доходов бюджетной системы. Снижение собираемости налогов в кризис может увеличивать масштабы выпадения доходов, усиливая негативные эффекты от сокращения налоговых баз и структурных сдвигов.
Выявленные отрицательные тенденции в динамике уровня собираемости важнейших поступлений сигнализируют о наличии среднесрочных рисков недобора доходов даже при отсутствии каких-либо макроэкономических или административных шоков.
Таким образом, в целях минимизации бюджетных рисков, связанных с собираемостью налогов, можно дать следующие рекомендации государственным органам и лицам, принимающим решения в области бюджетно-налоговой политики:
для повышения качества бюджетного прогнозирования дополнить существующую систему анализа собираемости налогов по принципу «начислено/уплачено» анализом на основании макроэкономического подхода;
в целях повышения точности бюджетных прогнозов закладывать в расчетные показатели доходов снижение собираемости в случае, если макроэкономический прогноз предсказывает кризис или рецессию;
избегать при формировании бюджетных прогнозов оптимистичных предположений о росте уровня собираемости налогов или повышении качества налогового администрирования;
не принимать неоправданных решений, связанных с налоговым администрированием и требующих комплексного и кардинального изменения существующей системы налогового администрирования. Любые решения в области налогового администрирования должны быть тщательным образом просчитаны и обоснованы с точки зрения затрат и выгод;
в период кризиса избегать принятия решений в области налоговой политики, связанных с радикальной перестройкой налогового законодательства, в т. ч. чисто административных мер;
наличие отрицательных трендов в динамике уровня собираемости должно приниматься во внимание при составлении долгосрочных бюджетных прогнозов и бюджетной стратегии, поскольку даже незначительное ежегодное снижение собираемости в долгосрочной перспективе может привести к значительным потерям доходов. В противном случае формирование долгосрочного прогноза доходов может оказаться завышенным и исказить реальный объем располагаемых бюджетных ресурсов.
Цель исследования – рассмотреть сущность, функции и роль налогов в условиях формирования рынка.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!